Фестивали

XI Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки

С 23 мая по 8 июня 2024 года при поддержке Правительства Санкт-Петербурга состоится XI Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки — ежегодный крупнейший форум современной музыки в России, который проводит Санкт-Петербургский центр современной академической музыки «reMusik.org». Художественный руководитель фестиваля, композитор — Мехди Хоссейни.

Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки — это уникальное событие в музыкальной культуре России, аналогов которому нет. Он охватывает различные направления современной академической музыки: экспериментальная, электроакустическая, электронная музыка, мультимедийные проекты, свободная импровизация и другие. Формат представления музыки не ограничен традиционными академическими концертами, предполагает перформансы и экспериментальные выступления.

В афише двухнедельного фестиваля — более 60 различных событий, концерты пройдут на лучших музыкальных площадках Санкт-Петербурга, таких как Концертный зал Мариинского театра, Большой зал Филармонии, Новая сцена Александринского театра, Шереметевский дворец, Екатерининское собрание, Новая Голландия и других площадках города. Помимо концертов, в рамках фестиваля представят также образовательные программы, презентации, круглые столы, лекции, творческие встречи, будут организованы VI лаборатория «Композиторские курсы» для молодых авторов со всего мира и Лаборатория импровизационной и экспериментальной музыки.

В рамках фестиваля традиционно состоятся мировые и российские премьеры сочинений, созданных композиторами в XXI веке. В этому году премьеры приурочены к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Открытие фестиваля в Мариинском театре посвящено российско-китайским отношениям, в связи с тем, что в 2024-2025 гг. проводятся Годы культуры России и Китая. На сцене Концертного зала будет представлена российская премьера китайской камерной оперы композитора Вэня Дечина «Восстание из мертвых», основанная на произведении писателя Лу Синя «Воскресение скелета».

В рамках программы фестиваля состоятся концерты с участием выдающихся российских музыкантов и коллективов, специализирующихся на исполнении современной академической музыки, таких как: Ансамбль Répons, Студия Новой Музыки, Московский Ансамбль Современной Музыки, Vacuum Quartet, Санкт-Петербургский импровизационный оркестр, Фортепианный дуэт – Михаил Дубов и Мона Хаба, Ансамбль Reheard, квартет саксофонистов «SeVer», Just ensemble,  Михаил Крутик (скрипка), Венедикт Пеунов (баян), Дмитрий Шубин (электроника)  и многие другие участники фестиваля.

В образовательный блок фестиваля вошли лекции, презентации, круглые столы, мастер-классы, ридинг-сессии и творческие встречи. В рамках фестиваля будет также в шестой раз представлен образовательный проект «Композиторские курсы» (куратор — композитор Александр Хубеев), которые пройдут онлайн и офлайн в течение двух недель фестиваля. Это творческая лаборатория, в рамках которой молодым авторам со всего мира, отобранным жюри, будет предоставлена возможность поработать с известными приглашенными исполнителями и композиторами с мировым именем. В качестве профессоров и лекторов курсов приглашены Ольга Бочихина (Россия), Дечинь Вэнь (Китай), Фернандо Гарнеро (Аргентина), Эмилио Гуим (Эквадор/Швейцария), Наташа Дильс (США), Жером Комбье (Франция), Дмитрий Курляндский (Россия), Эктор Парра (Испания), Жан-Люк Эрве (Франция).

В третий раз будет представлена Лаборатория импровизационной и экспериментальной музыки (куратор — пианист, дирижер Дмитрий Шубин). Программа лаборатории этого года сфокусирована на электронной и электроакустической музыке и включает лекции, практические занятия и мастер-классы. Результаты работы будут представлены на итоговом концерте участников лаборатории на Новой сцене Александринского театра.

По сложившейся традиции в фестивальной программе будут организованы разнообразные дискуссии под руководством композитора Светланы Лавровой по следующим темам: «Новая музыка как форма коммуникации», «Новая музыка и литературный язык», а также круглый стол «Новая музыка и искусственный интеллект: композитор vs машина». К участию в дискуссиях будут приглашены известные деятели культуры, композиторы, музыкальные критики и все заинтересованные слушатели.

Программа концертов фестиваля

Открытие фестиваля
Четверг, 23 мая 2024 г.
Концертный зал Мариинского театра
19:00

Камерная опера «Восстание из мёртвых»

Российская премьера китайской камерной оперы композитора Вэня Дечина “Rising From The Dead”, основанная на произведении писателя Лу Синя «Воскресение скелета», возрождает китайскую классику о цикле жизни и рассказывает историю многодневного странствия философа Чжуан-цзы, приглашенного в гости к правителю государства Чу.
В основе сюжета лежат истории из древнекитайской мифологии, описанные в книге «Старые легенды в новой редакции». Легенда “Воскресение скелета” повествует о многодневном странствии философа Чжуан-цзы, приглашенного в гости к правителю государства Чу. На пути главный герой обнаруживает череп и решает вернуть его к жизни. Когда он призывает Хозяина Судьбы, призраки предупреждают его о последствиях, но Чжуан-цзы настаивает на своём желании. Воскрешённый череп принимает облик обнажённого крестьянина, который кажется растерянным и сбитым с толку вопросами, которые задаёт ему философ, такими как “Откуда он родом” или “В каком году он жил”. Всё, в чём нуждается крестьянин — одежда, чтобы скрыть его наготу, и деньги — чтобы вернуться домой.

Время и пространство оригинального произведения в постановке расширены до современной эпохи, а к изначальному сюжету был добавлен второй акт под названием «Возвращение скелета».
Тогда как в оригинальной версии Лю Синя мечта философа о воскрешении черепа претворяется в жизнь, в сюжете камерной оперы воскрешённый крестьянин вновь становится скелетом.

Пятница, 24 мая 2024 г.
Мастерская М. К. Аникушина
20:00

Just Ensemble

В программе:

Владимир РАННЕВ (*1970)
Пальба (2023)
для камерного ансамбля и интерактивной электроники
на текст одноимённого рассказа Юрия Мамлеева

Сы-Тин ЛИНЬ (*2001)
Zen (Мировая премьера, 2022)
для ансамбля

Пуян РАМЭЗАНПУР (*2000)
NW (Мировая премьера, 2024)
для скрипки и виолончели

Куньянг ХЭ (*2003)
(Мировая премьера, 2024)
для ансамбля

Элина ЛЕБЕДЗЕ (*1991)
Сияющие алмазные пушистые (2023)
для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано

Дэцин ВЭНЬ (*1958)
The trill of steppe (Российская премьера, 1997)
для скрипки, виолончели и фортепиано

Исполнители:
Яна Четверикова, флейта
Геворк Саркисьянц, кларнет
Мариам Гоциридзе, скрипка
Вячеслав Агабеков, альт
Дарья Барабенова, виолончель
Александра Листова, фортепиано
Станислава Загидулина, фортепиано

Суббота, 25 мая 2024 г.
Санкт-Петербургский Музей звука
19:00

Круглый стол «Новая музыка и искусственный интеллект: композитор vs машина»
Ведущая – композитор Светлана Лаврова

Суббота, 25 мая 2024 г.
Санкт-Петербургский Музей звука
20:30

Концерт многоканальной пространственной музыки Octophonium

В программе:

Вера БЕЗРУКОВА (*1988)
Diffusion (2023)

Соня СКОБЕЛЕВА (*1985)
unfolded_msg (2024)

Павел ОБЛАПЕНКО (*1965)
11:11 (2024)

Дмитрий ШУБИН (*1963)
Одновременность (2024)

Марк КОММЕР (*1992)
In — out (2024)

Воскресенье, 26 мая 2024 г.
Мастерская М. К. Аникушина
19:00

Ансамбль Reheard

В программе:

Жером КОМБЬЕ (*1971)
Dawnlight (Российская премьера, 2015)
для флейты, скрипки, виолончели, фортепиано и электроники

Анна ПОСПЕЛОВА (*1986)
Against (2019)
для флейты, скрипки и виолончели

Мирела ИВИЧЕВИЧ (*1980)
FEAR.LESS.SONGS (Российская премьера, 2016)
для скрипки, виолончели и фортепиано

Эдвин Х. НГ (*1994)
Crisp snow crunching as I walked (Мировая премьера, 2024)
для скрипки, виолончели и фортепиано

Педро ПАСКОАЛИ (*2000)
Trill (Мировая премьера, 2024)
для скрипки, виолончели и фортепиано

Анна ПОСПЕЛОВА (*1986)
PiFluViCe (Мировая премьера новой версии, 2023/2024)
для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано

Исполнители:
Алёна Таран, флейта
Алиса Гражевская, скрипка
Илья Яшин, виолончель
Ульяна Ловчикова, фортепиано

Понедельник, 27 мая 2024 г.
Екатерининское собрание
20:00

Санкт-Петербургский импровизационный оркестр
Художественный руководитель и дирижер – Дмитрий Шубин

Вторник, 28 мая 2024 г.
Мастерская М. К. Аникушина
20:00

Сольный концерт. Михаил Крутик, скрипка

В программе:

Уско МЕРИЛЯЙНЕН (1930-2004)
Opusculum (Российская премьера, 1965)

Ханс Вернер ХЕНЦЕ (1926-2012)
Серенада (Российская премьера, 1986)

Хайнц ХОЛЛИГЕР (*1939)
Trema (1983)

Араш АЗАДИ (*1994)
Echoes of Solitude (Российская премьера, 2014)

Михаил КРУТИК (*1980)
Violinissimo (2021)

Среда, 29 мая 2024 г.
Шереметевский дворец — Музей музыки
19:00

Ансамбль солистов «Студия новой музыки»

В программе:

Алекс МАТТЕРСОН (*1999)
Presence (Мировая премьера, 2024)
для флейты, кларнета, скрипки и виолончели

Алиреза ФАРХАНГ (1976)
Anagrān (2017)
для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели

Мехди МОХАММАДИ (*2001)
Instability (Мировая премьера, 20233)
для флейты соло

Михаил КРУТИК (*1980)
Мокрый Пушкин (2019)
для флейты, фортепиано и виолончели

Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ (*1955)
Study of Breath (2018)
для виолончели соло

Роман ПАРХОМЕНКО (*1993)
Mist and Light (2020)
для флейты, кларнета, фортепиано и виолончели

Жан-Люк ЭРВЭ (*1960)
Au Dehors (Российская премьера, 2008)
для кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели

Исполнители:
Марина Рубинштейн, флейта
Алексей Бычков, кларнет
Наталия Черкасова, фортепиано
Марина Катаржнова, скрипка
Ольга Галочкина, виолончель

 

Четверг, 30 мая 2024 г.
Мастерская М. К. Аникушина
19:00

Концерт-исполнение графических нотаций “Graphic Sound

В программе:

Марк КОММЕР (*1992)
Post Art Game (2024)

Олеся РОСТОВСКАЯ (*1975)
Нейрографика 1.0 (2024)

Элина ЛЕБЕДЗЕ (*1991)
Карманные портреты (2024)

Ханжуй ЧЖАН (*1989)
Open World Alpha (2022)

Педро Габриэль ЛИМА (*2000)
Digression and Confluence (2023)

Дмитрий ШУБИН (*1963)
Инструктивная музыка (2023-24)

Исполнители:
Катарина Коммер, голос
Марк Коммер, флейта
Юлия Кравченко, фортепиано
Анна Смородникова, скрипка
Федор Куликов, виолончель

Пятница, 31 мая 2024 г.
Мастерская М. К. Аникушина
20:00

Квартет саксофонистов «SeVer»

В программе:

Даррен СЮ (*1996)
Whirlwind (Российская премьера, 2023)
для квартета саксофонов

Цзяци ВАН (*1999)
The Tibetan Dance (Мировая премьера, 2024)
для квартета саксофонов

Дэцин ВЭНЬ (*1958)
Village sauvage (Российская премьера, 2022)
для квартета саксофонов

Олег ГУДАЧЁВ (*1988)
Dome de la defiance (2015)
для квартета саксофонов

Бобби ГЕ (*1996)
To speak as one (Российская премьера, 2023)

Анна КУЗЬМИНА (*1989)
Lullaby (Мировая премьера, 2024)

Исполнители:
Серафима Верхолат
Александр Захаренко
Виктор Пивоваров
Степан Рогожин

Суббота, 1 июня 2024 г.
Дом Композиторов
18:00

Фортепианный дуэт — Михаил Дубов и Мона Хаба

В программе:

Беат ФУРРЕР (*1954)
Und irgendwo fern, sehr fern… (1984)
для двух фортепиано

Светлана ЛАВРОВА (*1970)
2-1….21 (2009)
для двух фортепиано

Алина ПОДЗОРОВА (*1989)
Апофеоз танца (Мировая премьера, 2024)
сюита для 2-х фортепиано

Олег ПАЙБЕРДИН (*1971)
Барочные петли ор.33 (Мировая премьера, 2024)
для фортепиано

Стив РАЙХ (*1936)
Piano Counterpoint (2011)
для фортепиано и плёнки

Андрей БЕСОГОНОВ (*1990)
Осколки ушедшего времени (Мировая премьера, 2024)
для двух фортепиано

Джордж КРАМ (1929-2022)
Otherworldly resonances (2005)
для двух фортепиано

Суббота, 1 июня 2024 г.
«Кино&Театр» в Англетере
21:00

Les Percussions de Strasbourg (Франция)
Тьерри Де Мей «Timelessness»

Воскресенье, 2 июня 2024 г.
Новая Сцена Александринского театра
18:00

Круглый стол «Новая музыка как средство коммуникации»
Ведущая – композитор Светлана Лаврова

Каковы основы восприятия современного слушателя? Как часто сегодня приходится слышать: «я не понимаю эту музыку». Как найти ключ к пониманию, если язык современного искусства постоянно усложняется и возникает коммуникативный разрыв, который почти невозможно преодолеть. Кто то из современных композиторов стремится к упрощению языка, обращается к минимизации выразительных средств, или вовсе бесконечно повторяет, вливаясь в русло минималистов. Кто- то становттся концептуалистом, полагая, что художнику следует лениться, как говорил Марсель Дюшан. В таком случае реализация сдаёт свои позиции, освобождая место первенству идеи. Каковы эти идеи и концепции, какие социальные проблемы они раскрывают? Всё эти темы предполагается обсудить в ходе дискуссии на Круглом столе.

Воскресенье, 2 июня 2024 г.
Новая Сцена Александринского театра
19:30

SOUND:ON!
Лаборатория импровизационной и экспериментальной музыки (LIEM)
Куратор лаборатории — пианист, дирижер Дмитрий Шубин

Концерт, подготовленный Лабораторией импровизационной и экспериментальной музыки при Музее Звука. Слушатели и преподаватели лаборатории представят экспериментальные работы в области электронной и электроакустической музыки, акусматические композиции с многоканальным пространственным звуком, выступления с live electronics — живой обработкой звука в режиме реального времени.

Лаборатория импровизационной и экспериментальной музыки (LIEM) является проектом Музея Звука (ГЭЗ-21) и Лаборатории импровизационной музыки в рамках Международного фестиваля reMusik.org (2022, 2023). В этом году программа Лаборатории сосредоточена на работе с электроникой, электроакустикой, специфике взаимодействия акустических и электронных источников звука.

Понедельник, 3 июня 2024 г.
Екатерининское собрание
20:00

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ)

В программе:

Аяз ГАМБАРЛИ (*1984)
Suprematic Figures (Российская премьера, 2014)
для скрипки, виолончели и фортепиано

Дмитрий КАПЫРИН (*1984)
Нервно и Нежно (Мировая премьера, 2023)
для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано

ЧжиЛян ЧЖАН (*1987)
Deep and quiet bamboo (Российская премьера, 2023)
для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели

Андрес КАМЕРИС (*1974)
OnC (Мировая премьера, 2012)
для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели

Лукас СУХАРЕВ (2000)
RUN (Российская премьера, 2023)
для кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели (2023)

Байлун ДАЙ (*2000)
Quintet (Мировая премьера, 2020)
для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели

Цзан ЧЭНЬ (*1997)
Practice I (Российская премьера, 2024)
для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано

Исполнители:
Константин Ефимов, флейта
Олег Танцов, кларнет
Михаил Дубов, фортепиано
Евгений Субботин, скрипка
Ольга Демина, виолончель

Вторник, 4 июня 2024 г.
Санкт-Петербургский Музей звука
20:30

Сольный концерт. Венедикт Пеунов, баян

В программе:

Сергей ЗЯТЬКОВ (*1969)
Лечь там и тогда — услыхать, 1-я тетрадь (2021), 2-я тетрадь (2024)

Рачья ЕСАЯН (*1988)
Die Liebe Gottes (Мировая премьера, 2013)

Ли БИНЬ (*1994)
Кот Шрёдингера (Мировая премьера, 2024)

Ольга РАЕВА (*1971)
Былина (Российская премьера, 2023)

Венедикт ПЕУНОВ (*1984)
Koan I (2023)

Среда, 5 июня 2024 г.
Шереметевский дворец — Музей музыки
18:30

Дмитрий Шубин. Claviphonics
Клавесин, электроника

Концерт, в котором используются как как классические, так и современные приемы звукоизвлечения, обогащенные электронной обработкой классического звука клавесина с применением методов гранулярного синтеза, материалом для которого становится звук инструмента во всем многообразии его возможностей.

Четверг, 6 июня 2024 г.
Новая Сцена Александринского театра
18:00

Круглый стол «Новая музыка и литературный язык»
Ведущая – композитор Светлана Лаврова

Как связаны вербальный язык и звуки, на каком уровне возможен взаимообмен звучащей речи и музыкального материала? Как современный композитор трактует поэтический текст и как работает со словом? На все эти вопросы мы попытаемся найти ответы в ходе дискуссии.
Участники дискуссии: Нина Щербак – писатель, филолог, кандидат филологических наук; Артур Зобнин – композитор; Настасья Хрущева – композитор, кандидат искусствоведения.

Четверг, 6 июня 2024 г.
Новая Сцена Александринского театра
19:30

Vacuum Quartet

В программе:

Самир ТИМАДЖЧИ (*1992)
Lullaby (Российская премьера, 2023)

Цзянин ЯН (*2004)
Rolling Girl (Мировая премьера, 2022/2024)

Мэнюн ЛО (*1991)
Portraits of Vila (Мировая премьера, 2024)

Александр ХУБЕЕВ (*1986)
Струнный квартет №1 (2008)

Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ (*1976)
Струнный квартет №3 (2018)

Георг Фридрих ХААС (*1953)
Струнный квартет №2 (Российская премьера, 1996)

Исполнители:
Глеб Хохлов, скрипка
Александр Маломожнов, скрипка
Анна Бурчик, альт
Юлия Мигунова, виолончель

Пятница, 7 июня 2024 г.
Новая Голландия
20:00

Санкт-Петербургский импровизационный оркестр
Художественный руководитель и дирижер – Дмитрий Шубин

ElectroSession — проект Санкт-Петербургского импровизационного оркестра, в котором звучание традиционных акустических инструментов дополняется и обрабатывается в режиме реального времени средствами электроники. Звучание оркестра приобретает здесь совершенно новые тембровые характеристики, позволяя формировать уникальный язык музыкального высказывания.

Закрытие фестиваля
Суббота, 8 июня 2024 г.
Большой зал Санкт-Петербургской филармонии
20:00

Ансамбль Répons
Художественный руководитель — Мехди Хоссейни

В программе:

Светлана ЛАВРОВА (*1970)
Лепет и трепет (Мировая премьера, 2024)
для ансамбля

Фернандо ГАРНЕРО (*1976)
Ragtime/Avoidances III (Российская премьера, 2015)
для флейты, саксофона и фортепиано

Александр РАДВИЛОВИЧ (*1955)
Пушкин (Мировая премьера новой версии, 1998/2024)
для ансамбля

Эктор ПАРРА (*1976)
Love to Recherche (Российская премьера, 2010)
для кларнета/бас-кларнета, ударных и струнного трио

Юрий КАСПАРОВ (*1955)
Пять фотографий невидимого (2010)
для флейты, кларнета, ударных, фортепиано,
скрипки и виолончели

Наташа ДИЛЬС (*1981)
The Colors Don’t Match (Российская премьера, 2014)
для ансамбля

Мехди ХОССЕЙНИ (*1979)
Sarbang (Мировая премьера новой версии, 2014/2024)
для ансамбля

Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Георгий Долгов, флейты
Денис Быстров, гобой
Серафима Верхолат, кларнеты и саксофон
Александр Афанасьев, волторна
Павел Курдаков, труба
Жерар Костес, тромбон
Дмитрий Клеменок, перкуссия
Алексей Глазков, фортепиано
Владислав Песин, скрипка
Динара Муратова, альт
Дарья Луценко, виолончель
Катерина Кованжи, голос

Дирижер — заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия-Алания
Сабрие Бекирова

1 thoughts on “XI Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки

Comments are closed.