23 мая — 8 июня
2024 г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НОВОЙ МУЗЫКИ

23 мая — 8 июня
2024 г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НОВОЙ МУЗЫКИ

Суббота, 25 мая 2024 г.
Санкт-Петербургский Музей звука
19:00

Круглый стол «Новая музыка и искусственный интеллект: композитор vs машина»
Ведущая – композитор Светлана Лаврова

Стремительно развивающиеся технологии ставят перед художниками новые задачи. Сегодня одной из серьезных проблем становится имитация искусства через подражание различным авторскими стилистикам со стороны искусственного интеллекта.

Система искусственного интеллекта (ИИ) призвана имитировать процесс мышления человека и стандартизировать стилистические приемы художника. Представления о значимости ИИ для творчества сегодня крайне противоречивы: кто-то из композиторов считает, что ИИ в ближайшей перспективе может стать стимулом для новых оригинальных идей, а иные – напротив полагают, что технологии со временем уничтожат как художника, так и творчество как таковое. В рамках музыкальных индустрий новые возможности создания технически репродуцированного искусства с помощью искусственного интеллекта невозможно недооценивать.

Центральным понятием новой знаково-художественной системы является симулякр – ложное подобие, подменяющее оригинал. Сегодня ИИ – это симулякр, который, имитируя когнитивные и коммуникативные процессы, способен и к распознаванию образов, и к самостоятельным действиям в рамках заложенных алгоритмов, а также может вычислять и анализировать и создавать ложные копии произведений искусства.

«Смерть автора» — известная метафора Ролана Барта, фигурирующая в искусстве постмодерна, представляющая процесс формирования текста как генерацию смыслов через множественные интертекстуальные связи, в ситуации современного технодетерменизма проецируется на применение искусственного интеллекта в творческом процессе. Вполне логично, что интертекстуальность, ставшая в искусстве постмодерна одним из ключевых концептов, может быть распространена и на область сочинения музыки силами ИИ. В таком случае, ключевым оказывается вопрос о том, чем отличается  композитор, цитирующий множество различных образцов музыки, например, Лучано Берио в его знаменитом Скерцо из Симфонии от системы искусственного интеллекта EMI, компилирующего фрагменты музыки прошлого, например в имитации стиля Малера для одноименной оперы Дэвида Коупа? Эта проблема оказывается в центре темы доклада. Современный композитор, как создатель художественных концептов, обращающийся к помощи ИИ направляет свой интеллектуальный жест в пространство концептуализма, таким образом, обесценивая понятие композиторского ремесла, акцентируя на том, что порождать идеи способен только человек, а исполнять и реализовывать вполне может машина.

Современный технодетерминированный концептуализм актуализирует новый этап концептуализма 1960-70-х годов в соответствии с развитием новых технологий. Эстетическая провокация, как один из основополагающих методов концептуализма в целом, и технодетерминированный концептуализма – в частности, все также вымывает содержание из формы, предлагая заполнить «пустую рамку» новыми смыслами, кардинально меняя контекст. Экспроприация и присвоение уже существующего в художественном поле, теперь доступно не только художнику, но и машине, которая пока что еще находится в подчиненной позиции, но восстание машины против художника еще впереди.

ГЛАВНЫЕ ПАРТНЕРЫ

ПАРТНЕРЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ