«Камерная музыка – наша основная деятельность»
Участники фестиваля reMusik.org – Трио SÆITENWIND (Швейцария) и Les Percussions de Strasbourg (Франция) ответили на вопросы корреспондентов журнала reMusik.org Елизаветы Стариченковой и Евгения Авдеева:
– Является ли ваша деятельность в ансамбле основной в вашей карьере музыканта?
– Каким образом вы составляете программу?
– Исполняете ли вы сочинения молодых композиторов отдельной программой или только в сопоставлении с произведениями их старших коллег?
– При составлении программы концерта, вы отдаете приоритет больше «хитам» современной музыки или малоизвестным, малоисполняемым пьесам?
– Создаёте ли вы совместные коллаборации с другими ансамблями
Что представляет собой современная академическая музыка в России сегодня?
– C какими российскими композиторами вы работаете?
– Назовите произведение ХХ-ХХI века, которое, на ваш взгляд, должно быть в репертуаре каждого ансамбля современной музыки.
– Как проходили репетиции пьес для фестиваля в период самоизоляции?
– Расскажите о положительных сторонах карантина – удалось ли вам открыть что-то новое для себя в период изоляции?
Трио SÆITENWIND
Мы даём около 10-12 концертов за сезон. Камерная музыка – наша основная деятельность, важной частью которой является работа в ансамбле. Помимо этого, мы все играем в различных других камерных ансамблях/группах/оркестрах.
Когда мы заказываем новые произведения, планирование начинается рано – за полтора года до премьеры или больше. Но планы часто меняются, появляются новые идеи, так что мы также обсуждаем программу за несколько недель до самого концерта. Мы стараемся сочетать музыку молодых композиторов и, так скажем, более авторитетных. И когда мы даём заказы, также стараемся разнообразить программу, с одной стороны, представляя начинающих авторов, а также подбирая сочинения «мэтров».
Мы – трио саксофон/аккордеон/виолончель, а для таких инструментов написано очень мало известных сочинений. Мы надеемся, что пьесы, которые мы сейчас исполняем, однажды станут хитами. До сих пор мы не сотрудничали с другими ансамблями, но фестиваль reMusik.org может быть интересным проектом на будущее. Музыка в России – интересна и разнообразна. Здесь есть всё: от современной тональной музыки до самой экспериментальной и импровизационной. Ранее мы работали в составе других ансамблей с такими российскими композиторами как Елена Рыкова, Олег Пайбердин, Арман Гущян и другими. На фестивале reMusik.org в этом году мы будем играть пьесу Светланы Лавровой.
Назовите произведение ХХ-ХХI века, которое, на ваш взгляд, должно быть в репертуаре каждого ансамбля современной музыки. Для нашей инструментовки такого, конечно, нет. Но для более «стандартного» ансамбля это мог быть цикл «Лунный Пьеро» Арнольда Шёнберга – самый большой «хит» XX века, который может стать отправной точкой для любого ансамбля, желающего исполнять современную музыку.
В Швейцарии нам всегда разрешалось встречаться группами до 5 человек. Так что для нашего трио проблем не было! К карантину у нас было негативное отношение… Однако, по крайней мере, мы смогли составить планы на будущее.
Les Percussions de Strasbourg
Большинство музыкантов ансамбля преподают или имеют другие музыкальные проекты, а некоторые из нас работают только в Les Percussions de Strasbourg. Так исторически сложилось, что мы составляем программы, комбинируя произведения нашего репертуара с произведениями, которые выбирает тот или иной фестиваль или театр. Обычно запросы о пожеланиях поступают примерно за год до концерта. Некоторые пьесы требуют больше времени на репетиции, потому что трудно держать в тонусе все те 400 сочинений, которые есть в нашем репертуаре. Помимо этого, у нас, конечно, появляются новые опусы, написанные специально для нашего ансамбля.
Наряду с этим, мы пытаемся больше и больше работать над тематическими выступлениями вроде Timelessness или Ghostland. И мы начинаем готовиться к этим проектам за 3 года до премьеры. В данный момент мы балансируем между этими двумя формами и у нас в арсенале – около уже готовых 15 программ для тура.
Мы любим делать заказы молодым композиторам, которые зеркально отражают наш собственный репертуар. Новые произведения исполняются почти в той же инструментовке и сохраняют идею, вдохновлённую нашими репертуарными пьесами. Благодаря этому наши выступления становятся более лёгкими для восприятия, а художественная тематика – более прозрачной, понятной. Наиболее важно для нас – создать интересную программу с понятной идеей и найти баланс между разными произведениями. У нас всегда есть место для любого произведения без разделения на «хиты» и «не хиты».
Мы готовы к сотрудничеству с различными ансамблями и различными эстетиками. Совместно с ORK мы играли современную академическую музыку, смешанную с инструментальным роком… С VOIX DE STRASS – нечто, похожее на музыку Джона Кейджа. С HANATSU MIROIR мы работали с музыкой Дзёдзи Юаса. Мы также сотрудничаем с танцевальными компаниями, театрами.
В России всегда были великие композиторы, а новое поколение должно быть действительно благодарно композиторским академиям, таким как reMusik.org, например. Они очень интересные и это их главное качество. В России мы сотрудничали с Мехди Хоссейни и Владимиром Ранневым.
Назовите произведение ХХ-ХХI века, которое, на ваш взгляд, должно быть в репертуаре каждого ансамбля современной музыки. – люди XXII века ответят.
В период карантина нам было очень тяжело, потому что у нас было мало времени на репетиции, на то, чтобы сыграться всем вместе и подготовить записи. Но большой плюс –нам удалось провести много времени со своими семьями.
Записали Елизавета Стариченкова и Евгений Авдеев