23 июня 2024 года в Рахманиновском зале Московской консерватории ансамбль солистов «Студия новой музыки» представит концерт-лекцию «Спектры и спрайты». Это – третья программа цикла «Манифесты», в котором музыканты ансамбля вместе с композитором и музыковедом Федором Софроновым исследуют художественные новации ХХ века и феномен манифеста как форму инобытия искусства.
В третьей программе цикла пойдет речь о спектрализме – направлении, которое зародилось полвека назад во Франции и до сих пор оказывает влияние на академическую музыку. Название концерта то же, что и у статьи Тристана Мюрая. В ней композитор говорит о музыке будущего и настоящего, связанной с иным отношением к звуку. Спектралисты считали, что звук – не нейтральный материал, а живой организм, внутри которого протекают сложные природные процессы. Композиторы изучали его с помощью компьютеров, словно под микроскопом, раскладывали Вселенную-молекулу на атомы и снова собирали, воссоздавая спектрограмму в звучании оркестра. В результате они получали бесконечно разнообразные партитуры. Ведь подобно тому, как нет людей с одинаковым рисунком линий на ладони, нет и звуков с похожими спектрами.
В программе – сочинения четырех композиторов спектральной школы, участников группы «l’Itinéraire». Первый – Жерар Гризе – стал одним из ярчайших «маяков» на горизонте ХХ века. Однако в России его экстремально сложные пьесы исполняются редко. В концерте Студии прозвучит «Пролог» для альта соло из знаменитого цикла «Акустические пространства», где композитор безостановочно приближается к эстетическому идеалу, граничащему с утопией.
Автор статьи-манифеста Тристан Мюрай представлен пьесой «Тринадцать цветов заходящего солнца». В ней он исследует трансформации звука, света и красок, подобно тому, как это делал Клод Моне, изображая одни и те же места в разное время суток.
Из музыки Юга Дюфура прозвучит сочинение «Происхождение мира», вдохновленное скандальной картиной Гюстава Курбе. В нем композитор работает с объемом – «результатом пластической силы, которая чеканит собственные рамки».
Творчество четвертого композитора – Михаэля Левинаса – представлено Струнным квартетом №1, где повторяющаяся «мантра» придает целому квази-магический характер колдовства.
Исполнители: Анна Бурчик (альт), Наталия Черкасова (фортепиано). Ансамбль солистов «Студия новой музыки», дирижер – заслуженный артист РФ Игорь Дронов.