7 примеров радикальной музыки
7 примеров радикальной музыки
Одним из ключевых моментов недавно прошедшего фестиваля «Московский форум» стала попытка рассмотреть, что входит в понятие радикальное искусство. Насколько, к примеру, такое искусство оригинально по сравнению с тем, что считалось новаторским сто лет назад? На концертах под названием «Свободные радикалы» были исполнены пьесы тех самых бунтарей-радикалов, которые решили избежать конца времени композиторов. А специально для журнала reMusik.org Алиса Насибулина поинтересовалась у гостей и участников фестиваля, какое сочинение в истории музыки кажется им наиболее радикальным.
Анатолий Осмоловский
Существует, по крайней мере, два аспекта понятия «радикальное». Есть радикальное жестовое искусство, и в этом смысле «4′33″» Кейджа – радикальное высказывание. Другой вид радикализма – это работа с музыкальным языком, создание некого небывалого объекта. Наверное, самое радикальное сочинение в этой категории – «Лунный Пьеро» Арнольда Шёнберга. Меня захватывает этот цикл, и я считаю, что его нельзя слушать фоном. Но я могу слушать это произведение не более 15 минут. Конечно, я слышал его целиком, но эта музыка настолько насыщенная, что за это время ты ей «наедаешься».
- Ночь из цикла «Лунный Пьеро» (1912) Арнольд Шёнберг 2:26
Владимир Тарнопольский
Наверное, «Орфей» Монтеверди и две До-мажорные симфонии – №41 Моцарта и №9 Шуберта. Это сочинения, которые я больше всего люблю.
- Токката из оперы «Орфей» (1607) Клаудио Монтеверди 4:27
Мануэль Зуррия
На концерте 25 октября я исполнил All’aure in una lontananza Сальваторе Шаррино. Это самое радикальное сочинение для флейты, написанное за последние 30 лет, потому что ни одна из его нот не извлекается традиционным способом. Исполнитель музыки Шаррино должен заново научиться играть на инструменте. Ты играешь на флейте? Хорошо, но эта пьеса написана не для флейты, а совершенно для другого инструмента: техника игры здесь иная.
Шаррино требует от нас пересмотра самой идеи слушания музыки. Динамические ремарки в пьесе варьируются от p до pppp. Это звук, который так никогда и не возникнет: он исчезает в тот момент, как только начинает появляться. Сочинение было написано композитором в знойный летний день на острове Искья. В жару слои воздуха различной плотности могут образовывать мираж вдалеке: такова идея этой пьесы. Особенно удивительно, что Шаррино сочинил это произведение без какой-либо консультации с исполнителями. У него была невероятная способность представлять тембр различных инструментов.
- All’aure in una lontananza для флейты соло (1977) Сальваторе Шаррино 12:27
Владимир Горлинский
Самое радикальное сочинение – это «4′33″» (1952) Джона Кейджа.
Алек Холл
Ответ на этот вопрос зависит от того, что считать радикальным. То, что казалось нам радикальным в XVII веке, уже не обладает той же силой воздействия в XXI веке. Я могу назвать оперы «Орфей» Монтеверди или «Тристан и Изольда» Вагнера, сериальные сочинения Луиджи Ноно или полифонию школы Нотр-Дам – один из первых примеров многоголосия в истории музыки.
- Пасхальный Органум (Париж, XIII век) Перотин 3:55
Лариса Кириллина
Для меня радикальным является «Искусство фуги» И. С. Баха (написано в 1742 – 1749 годах).
- Искусство фуги Иоганн Себастьян Бах 11:42
Клаус Ланг
Какое сочинение в истории музыки кажется мне наиболее радикальным? Думаю, это следующая пьеса, которую я напишу.
А пока господин Ланг обдумывает свою новую пьесу, предлагаем послушать его не менее радикальное сочинение The Ocean of Yes and No для ансамбля (2008), которое прозвучало на «Московском форуме».
- The Ocean of Yes and No Клаус Ланг 9:42