18 и 19 апреля в Тюменской филармонии в рамках абонемента «Сказки с оркестром» прозвучит премьера симфонической сказки «Алиса в стране чудес» Артура Зобнина. В интервью корреспонденту журнала reMusik.org Евгению Авдееву он рассказал о концепции произведения.
— От кого исходит инициатива по созданию сказки?
Инициатива исходит от дирижёра Ивана Шинкарёва, он работает в оркестре Тюменской филармонии. Коллектив молодой, существует всего 10 лет, что довольно мало для оркестра, но он уже себя показал. Оркестр достаточно открытый к новым веяниям, раскрывает себя с разных сторон. В том числе, у них есть детский абонемент, в котором, соответственно, представлены сказки с оркестром.
В сказке участвует актёр-чтец, который читает сказку, а оркестр её иллюстрирует. Идея Шинкарёва была в том, чтобы музыка была оригинальная, специально написанная, и он предложил мне работать над партитурой. Объём работы предстоял большой, а сроки были довольно сжатые. К тому же «Алиса в стране чудес» сказка непростая, это многоуровневая история, требующая тщательной проработки. В итоге я согласился на проект, потому что это одна из моих любимых книжек с детства, а ещё потому что она нравится моему сыну, хотя ему всего 4 года.
Работа с такой историей, как Алиса – это творческий вызов, конечно. Вообще непонятно, как такая неординарная и удивительная книга могла появиться в Викторианской Англии, строго иерархичной стране, где у каждого существа и вещи есть свое место. Книжка про Алису абсолютно антивикторианская, в стране чудес совершенно другие законы.
Наверное, такой творческий прорыв связан с тем, что Льюис Кэрролл был крупным математиком и его знания об этой науке отражаются на сюжетных поворотах, не говоря уже об описании длительного падения Алисы в начале книжки.
— Была ли какая-то особенная концепция в рассадке оркестра?
Вначале я хотел, чтобы оркестр был расположен в разных помещениях островками, в соответствие с тем, как идут главы в книге: «Синяя гусеница с грибом», «Чеширский кот», «Безумное чаепитие», «Королевский крокет», «Заседание суда» и т.д. А публика бы ходила таким променадом между островками. Но в Тюмени фиксированная рассадка зала, и все-таки оркестр в основном будет на сцене. Хотя, например, «Королевский марш» будет исполнен марширующими по залу медными духовыми.
Перед исполнением в фойе будет располагаться небольшая часть оркестра, несколько струнников, один ударник. Они будут исполнять интро, предвосхищающее, собственно говоря, все события. Из динамика будет раздаваться вступительное стихотворение Кэрролла, которое предпослано как эпиграф этой книжки. Хочется таким образом дать публике понять, что они попадут сейчас в не совсем обычную и привычную для себя историю.
За «нормальность» во всей истории отвечает «Гальярда» Уильяма Бёрда в моей аранжировке. Оркестровано достаточно странно, нарочито нестандартно. Но, тем не менее, всё равно это нормальная оркестровая музыка. Когда мы перемещаемся в Страну чудес, оркестранты начинают играть не на своих инструментах. У них будет много всяких разных предметов: детские свистульки, цугфлейты, подзвученный лист бумаги, на котором что-то пишется, чашки с ложками и т.д.
В качестве материала для монтажа и демонтажа всего этого дела я использую самые простые английские песенки. Причем под каждого персонажа песенка подобрана своя. Детская английская песенка про гусеницу в части «Королевство Синей гусеницы». В интро, например, звучит песня про девочку из Лондона. Конечно, понятно что все эти песенки без слов, использую их как интонационный материал.
— Поедешь ли ты на премьеру? У тебя довольно большая занятость: работа в МолОте, преподавание в Консерватории и так далее.
На премьеру поеду. Я очень благодарен Тюменской филармонии за заказ и за возможность приехать и услышать. Очень радостно видеть, что нестоличные филармонии проявляют инициативу, для нас композиторов это очень важно. Смогу посмотреть 2 из 3 представлений.
— Были ли какие-то ограничения по составу оркестра?
Ограничений не было, кроме того, что нужно было рассчитывать на имеющийся состав музыкантов Тюменского филармонического оркестра. Большая радость для меня, что они оказались очень отзывчивы, готовы играть на «неродных» инструментах, совершать променад по залу и пр.
— Планируются показы вне Тюмени?
Да, Иван Шинкарёв хотел бы сделать показы в других городах, в том числе в Петербурге, и там возможно будет сделать более приближенно к изначальной задумке с распределением музыкантов по залу. Посмотрим, что выйдет в Тюмени.