Музыковед

Людмила Ковнацкая

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

1941

5 февраля Мила Гутман родилась в Ленинграде. Родители — Эсфирь Зиновьевна Славина (Фрейда Зусевна) и Григорий Самойлович Гутман (Гирш Хацкелевич, по американскому свидетельству о рождении — Гарри Генри).

1941

Возвращается с матерью из Киева, где их застала война, в Ленинград. Эвакуируется на Урал в г. Асбест (отец пережил блокаду в Ленинграде).

1944

Возвращается с матерью из эвакуации.

1947

Начинает заниматься фортепиано в Ленинградской музыкальной школе-семилетке при Музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова в классе К. Н. Кудриной.

1948–1955

Учится в 192-й женской школе Дзержинского района г. Ленинграда.

1955

Поступает в Музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова при Ленинградской консерватории на Теоретико-композиторское отделение (окончила с отличием). Переходит учиться из 192-й школы в 81-ю вечернюю школу рабочей молодежи.

1958

Оканчивает школу с серебряной медалью.

1959

Поступает в Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова на заочное отделение Теоретико-композиторского факультета. По распределению работает в г. Боровичи Новгородской области; преподает фортепиано и теоретические дисциплины в музыкальной школе; читает просветительские лекции в клубах.

1961

Поступает в органный класс проф. И. А. Браудо в Ленинградской консерватории, совмещая с учебой на ТКФ.

1961–1971

Работает в Музыкальной школе Московского района Ленинграда педагогом по музыкальной литературе, заведует теоретическим отделом.
Читает лекции в кинозалах перед сеансами, в клубах, жилищных конторах.

1961

Выходит замуж за физика Александра Менделевича Ковнацкого.
А. М. Ковнацкий — выпускник Электротехнического института (ЛЭТИ) им. В. И. Ульянова-Ленина,
в тот момент — инженер в организации п/я 400 («Гидроприбор»); вскоре — аспирант Физико-технического института АН СССР и преподаватель кафедры физики Института связи им. М. А. Бонч-Бруевича.

1962

Скоропостижная смерть свекра, М. А. Ковнацкого, доктора медицинских наук, профессора, зам. директора Института гигиены труда и профессиональных заболеваний.

1962–1971

Участвует в органных концертах в Малом зале Консерватории и Большом зале Филармонии. Репертуар: И. С. Бах, Граун, Букстехуде, Фрескобальди, Моцарт, Мендельсон, Брамс, Хиндемит, Глазунов, Пеетерс, Кнайфель, Бриттен. Ассистирует И. С. Браудо на его концертах в Ленинграде, Риге, Минске, Таллине и зарубежным органистам (Флор Пеетерс, Иржи Рейнбергер и Жана Гийу) в Ленинграде.

1963–1964

Преподает историю европейской музыки в Ленинградском джазовом музыкальном училище Павла Нисмана.

1965

Оканчивает с отличием Теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории (кафедра истории зарубежной музыки) по специальности «музыковедение» (класс доц. В. Н. Александровой).
Поступает в заочную аспирантуру в класс проф. М. С. Друскина.

1965–1995

Читает вступительные слова в концертных залах Ленинграда — Петербурга перед концертами старинной, классической и современной музыки, пишет аннотации к концертам английской музыки.

1967

В аспирантуре начинает работать ассистентом проф. М. С. Друскина на кафедре истории зарубежной музыки; читает лекции на композиторском отделении ТКФ (в течение последующих 32 лет), на вокальном и оркестровом факультетах, позднее — на факультете режиссуры оперы и балета.

1969

Оканчивает аспирантуру Ленинградской консерватории по специальности «музыковедение» (научный руководитель — проф. М. С. Друскин).

1970

23 июня защищает в Ленинградской консерватории кандидатскую диссертацию «Английские национальные традиции в творчестве Бенджамина Бриттена».

1973

Рождение сына Жени.

1974

Выходит в свет монография «Бенджамин Бриттен» (издательство «Советский композитор», Москва) — первая масштабная книга о нем не только в России, но в Англии, на родине композитора.

1977

Смерть отца, Г. С. Гутмана.

1978

Вступает в члены Союза композиторов Санкт-Петербурга.
Принята в штат Консерватории на должность доцента.

1980

Получает ученое звание доцента.

1986

Выходит в свет книга «Английская музыка XX века. Истоки и этапы развития: Очерки» (Москва, «Советский композитор»).

1988

Организует и проводит научную конференцию ARS BRITANNICA–I к юбилею Бенджамина Бриттена.

1987–1993

Член Правления Союза композиторов Санкт-Петербурга.

1988

Первая зарубежная поездка: участвует в показе и обсуждении сочинений ленинградских и шведских композиторов в Стокгольме.
9 июня защищает докторскую диссертацию «Бенджамин Бриттен и английская музыка первой половины ХХ века» в Московском научно-исследовательском институте искусствознания Министерства культуры СССР (ныне ГИИ).

1989

Член оргкомитета конференции ARS BRITANNICA–II.
Читает доклад и открытые лекции в Софии, Пловдиве и г. Русе (Болгария), участвует в работе телевизионного круглого стола Болгарского союза музыкальных деятелей.

1989–1999

Член оргкомитета ежегодных международных конференций «Мир детства в художественной культуре».

1990

Избрана на должность профессора кафедры истории зарубежной музыки Ленинградской консерватории.
Член оргкомитета конференции ARS BRITANNICA–III.
Первый визит студентов класса Ковнацкой в Олдборо (Англия), где жил и работал Бриттен, в качестве участников программы Hesse students, учрежденной принцессой и принцем Гессенскими. Участие русских студентов в программе продолжается 19 лет.

1991

Смерть М. С. Друскина.
Впервые едет в Олдборо в качестве гостя фестиваля и Фонда Бриттена — Пирса.
Доклад на конференции «Бриттен и Шостакович». Начало регулярных контактов с друзьями и сподвижниками композитора и визитов в Олдборо.

1991

Доклад об операх Бриттена на конференции (Райнсберг, Германия) Читает лекцию в университете Манчестера о творчестве Г. Уствольской и Г. Канчели.

1991–1996

Член музыкального совета Комитета по делам культуры Санкт-Петербурга.

1992

Смерть свекрови, Е. П. Ковнацкой, врача-рентгенолога.

1993

Звание «Ученый года» (Кембриджский биографический центр).
Художественный руководитель международного фестиваля «Английская музыка в Санкт-Петербурге: посвящается Бриттену».

1994

Параллельно с Консерваторией начинает работать в Российском институте истории искусств в должности ведущего научного сотрудника.
Представляет Санкт-Петербургскую консерваторию на Выставке российских вузов в Никосии (Республика Кипр).
Организует и проводит международный симпозиум «Шостакович в меняющемся мире».

1995

Организует и проводит международный симпозиум «Игорь Стравинский в Санкт-Петербурге».

1996

Выходит в свет издание: «Д. Д. Шостакович: сборник статей к 90-летию со дня рождения», составленное Л. Г. Ковнацкой (Композитор • Санкт-Петербург).
Художественный руководитель фестиваля «Музыка Бенджамина Бриттена» в Ереване.

1996

Художественный руководитель фестиваля «Мир Р. Воана Уильямса».

1997–1999

Работает над исследованием «Идеологический контроль музыкального авангарда 1920-х годов (Ленинградская ассоциация современной музыки в протоколах и других документах)» при поддержке гранта Фонда Дж. Сороса.

1997

Участвует в 50-летнем юбилее Бриттеновского фестиваля в Олдборо.
Организует и проводит международную конференцию «Русско-австрийские музыкальные связи: Посвящение Шуберту».

1997–2001

Научный консультант по России Британского энциклопедического словаря The New Grove Dictionary of Music and Musicians (в 29 томах, 2-е издание, 2001) — по приглашению создателя Словаря Гроува д-ра С. Сэйди.

1998

Лекции о раннем творчестве Шостаковича и музыкальной культуре 1920-х гг. в Ленинграде в университетах Bar-Ilan (Тель-Авив) и Hebrew University (Иерусалим).

1999

Смерть матери, Э. З. Славиной.
Член оргкомитета Международного музыковедческого общества (IMS).
Готовит 17-й конгресс IMS в Лёвене (Бельгия).

2000–2003

Член экспертного совета Петербургского фонда культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ».

2000

Гость Шотландского национального симфонического оркестра на фестивале «Дмитрий Шостакович. 25 лет спустя» в Глазго. Выступает с докладом на одноименной конференции.
Выступает на Конгрессе Американского музыковедческого общества (AMS) в Торонто.
Участвует в научно-просветительской программе, посвященной опере Бриттена «Поворот винта» в Олдборо.
Выходит в свет сборник «Шостакович: между мгновением и вечностью», созданного по концепции Л. Г. Ковнацкой («Композитор • Санкт-Петербург»). Сборник получает звание «Книга года — 2000» (газета «Музыкальное обозрение»).

2001

Выходит в свет книга «Арнольд Шёнберг. Письма» (Петербургский фонд культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ»; издательство «Композитор • Санкт-Петербург»). Литературная премия и медаль им. А. Беляева.

2002

Содействует участию в XVII конгрессе IMS в Лёвене (Бельгия) сорока четырех музыковедов из России и стран бывших союзных республик (впервые в истории IMS) и выступает с докладом.

2002–2007

Член Директории IMS.

2002

Выходит в свет новое издание книги Альберта Швейцера «Иоганн Себастьян Бах» с восстановленными купюрами (Х. А. Стрекаловская), новейшими списками сочинений и хронографом (Т. В. Шабалина), со статьей «И. С. Бах в жизни братьев Друскиных» (Л. Г. Ковнацкая совместно с М. П. Мищенко) под общей редакцией Л. Г. Ковнацкой. Книга получает диплом Книжной ярмарки.
Становится членом редколлегии журнала TEMPO (Cambridge University Press).

2003

Читает лекцию в Цюрихском университете «Российское музыковедение о Шостаковиче на современном этапе»
Смерть мужа, А. М. Ковнацкого.
Организует и проводит юбилейный концерт в честь Б. Бриттена и Дня Св. Цецилии, покровительницы музыки и музыкантов (Санкт-Петербург, Малый зал Филармонии).
Доклад о своей находке Финской сюиты Шостаковича (Академия Сибелиуса, Хельсинки).

2004

Организует и проводит концерт «Мир оперы. Бенджамин Бриттен» (Санкт-Петербург, Государственная академическая капелла).
Разрабатывает план и проводит юбилейный концерт к 100-летию Джорджа Баланчина в Санкт-Петербургской консерватории.

2005

Получает звание «Заслуженный деятель искусств РФ».
Входит в состав редколлегии Вестника Архива Д. Д. Шостаковича «Дмитрий Шостакович. Исследования и материалы» (Москва, издательство «DSCH»).
Организует симпозиум и первое собрание Директории IMS в России (автор проекта и глава оргкомитета), в Санкт-Петербургской консерватории. Обсуждает создание Региональной ассоциации стран Восточной Европы IMS.

2006

Доклад «Из истории шостаковичеведения» (Афинский университет).

2007

Выходит в свет 1-й том Собрания сочинений М. С. Друскина в 7 томах (автор проекта и член редколлегии) «Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI–XVIII веков».

2008

Возглавляет Региональную ассоциацию стран Восточной Европы IMS.
Автор проекта и член оргкомитета Международного симпозиума «Музыковедение сегодня: проблемы и перспективы» в Национальной музыкальной академии в Киеве.

2009

Выходит в свет издание «Памяти Михаила Семеновича Друскина» в двух книгах.
Выходит в свет 4-й том Собрания сочинений М. С. Друскина «Игорь Стравинский».
Вместе с президентом IMS Тильманом Зибасом разрабатывает идею создания трех исследовательских групп IMS с участием российских ученых: «Шостакович и его эпоха», «Стравинский: между Востоком и Западом», «Маргиналы в музыке XX века». Автор проекта и член оргкомитета симпозиума «Современное музыкознание в мировом научном пространстве» в Белорусской гос. академии музыки в Минске.

2009–2013

Член консультативного совета научного журнала Санкт-Петербургской консерватории Opera musicologica.

2011

Автор проекта и член оргкомитета симпозиума Региональной ассоциации стран Восточной Европы IMS «Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах» в Петрозаводской консерватории.
Член оргкомитета и участник Международного симпозиума Russian and Soviet Music: Reappraisal and Rediscovery («Российская и советская музыка: переосмысление и открытие заново») в университете Дарема (Великобритания). Доклад «Неизвестные письма Шостаковича к Богданову-Березовскому (1920-е годы)».

2012

Рождение внучки Даниелы.
Выходит в свет 5-й том Собрания сочинений М. С. Друскина «Русская революционная песня».

2012–2017

Член Директории IMS.

2013

Выходит в свет трехтомник «Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919–1930)» (автор проекта и составитель). «Книга года — 2013» (газета «Музыкальное обозрение»).
Получает звание «Персона года — 2013» (газета «Музыкальное обозрение»).
Участвует в праздновании 100-летия Бенджамина Бриттена в Петербурге, Москве, Перми, Екатеринбурге, Тбилиси: программы, буклеты, статьи, эссе, лекции, вступительные слова.
Становится членом редколлегии научного журнала Санкт-Петербургской консерватории Opera musicologica.
Выступает с лекцией на конференции Американского музыковедческого общества в Питтсбурге.
Представитель Региональной ассоциации IMS на международном музыковедческом симпозиуме в Вильнюсе.

2015

Автор идеи и глава оргкомитета симпозиума Региональной ассоциации стран Восточной Европы IMS «Работа над собранием сочинений композиторов» (Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург).

ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ

  1. Бенджамин Бриттен. М. : Сов. композитор, 1974. 392 с.
  2. Английская музыка XX века. Истоки и этапы развития. М. : Сов. композитор, 1986. 213, [2] с.
  3. Главные темы: Бриттен, Шостакович и другие / редкол.: О. Б. Манулкина, Н. В. Градобоева. СПб. : Изд-во им. Н. И. Новикова; Издательский дом «Галина скрипсит», 2018. 492 с.
  1. Браудо И. Об органной и клавирной музыке / публ. и сост. А. Браудо; общ. ред. М. Друскина; вступит. ст. и коммент. Л. Ковнацкой. Л. : Музыка, 1976. 172 с.
  2. История и современность : сб. ст.: [к 75-летию М. С. Друскина] / ред.-сост.: А. И. Климовицкий, Л. Г. Ковнацкая, М. Д. Сабинина. Л. : Сов. композитор, 1981. 286 с.
  3. Традиции музыкальной науки : сб. исслед. ст. / Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. Л. : Сов. композитор, 1989. 204 с.
  4. Комаров И. А. О фортепианной педагогике и исполнительстве : ст. и материалы / сост., ред. и вступ. ст. Е. Фёдоровой; общ. ред. Л. Ковнацкой. СПб. : Сов. композитор, 1992. 112 с.
  5. Орлов Г. Древо музыки / ред. Л. Ковнацкая. Вашингтон : H. F. Frager & Co; СПб. : Сов. композитор, 1992. 408 с. [2-е изд., 2005, 3-е изд., 2015]
  6. Д. Д. Шостакович : сб. ст. к 90-летию со дня рождения / РИИИ и др.; сост. Л. Г. Ковнацкая. СПб. : Композитор, 1996. 389 с.
  7. Памяти Н. С. Рабиновича. Очерки. Воспоминания. Документы / сост. Д. Бухин; ред. Л. Ковнацкая. Washington : Frager & Co, 1996. 246 с.
  8. Аренский П. А. Музыкальный словарь для ссыльных. Письма / вступ. слово М. Л. Ростроповича; науч. консультант Л. Г. Ковнацкая. СПб. : Северный олень, 1999. 104 с.
  9. Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая; редкол.: Л. Г. Ковнацкая, А. В. Вульфсон, К. Я. Верникова. СПб. : Композитор, 2000. 917 с.
  10. Шёнберг А. Письма / Петерб. фонд культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ»; сост. и публ. Эрвина Штайна; пер. с нем. В. Шнитке; общ. ред.: М. Друскина, Л. Ковнацкой; предисл. Л. Ковнацкой. СПб. : Композитор, 2001. 464 с. [2-е рус. изд., испр., 2008]
  11. The New Grove Dictionary of Music and Musicians : in 29 vols. 2nd ed. / ed. by Stanley Sadie; executive ed. John Tyrrell; external advisory ed. Ludmila Kovnatskaya. London, etc.: Macmillan, 2001. [Тоже: 2nd ed., repr. with minor corr., 2002]
  12. Друскин М. С. История зарубежной музыки. Вып. 4: Вторая половина XIX века. Изд. 7-е, перераб. / СПбГК, каф. истории зарубеж. музыки; ред-кол.: В. В. Смирнов, А. К. Кенигсберг, Л. Г. Ковнацкая, Н. И. Дегтярёва. СПб. : Композитор, 2002. 630 с. [переизд.: 2006, 2007]
  13. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / пер. с нем. Я. С. Друскина и Х. А. Стрекаловской; ред. Л. Г. Ковнацкая. М. : Классика–XXI, 2002. 808 с. [2-е изд., 2004, 3-е изд., испр. и доп., 2011, 4-е изд., испр. и доп., 2016]
  14. Cantus Planus–2002. Т. 1 / РИИИ; IMS [ред.-сост. А. Вовк; авт. идеи Л. Ковнацкая]. Рус. версия. СПб. : Композитор, 2004. 371 с.
  15. Дмитрий Шостакович : Исследования и материалы. Вып. 1 / ред.-сост.: Л. Ковнацкая, М. Якубов. М. : DSCH, 2005. 209 с.
  16. Шостакович Д. Д. Письма И. И. Соллертинскому / публ. и подг. ил. Д. И. Соллертинского; предисл. Л. Г. Ковнацкой; подг. текста Д. И. Соллертинского и др.; коммент. и имен. указ.: О. Л. Данскер, Л. Г. Ковнацкой, Г. В. Копытовой и др. СПб. : Композитор, 2006. 276 с.
  17. Дмитрий Шостакович : Исследования и материалы. Вып. 2 / ред.-сост.: О. Дигонская, Л. Ковнацкая. М. : DSCH, 2007. 286 с.
  18. Друскин М. С. Собрание сочинений : в 7 т. / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. Т. 1: Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI–XVIII веков / редкол.: И. В. Розанов, А. И. Климовицкий, Л. Г. Ковнацкая, А. В. Вульфсон. СПб. : Композитор, 2007. 751 с.
  19. Друскин М. С. Собрание сочинений : в 7 т. / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. Т. 4: Игорь Стравинский / редкол.: Л. Г. Ковнацкая, В. П. Варунц, О. Б. Манулкина, Н. А. Брагинская, Л. О. Адэр. СПб. : Композитор, 2009. 584 с.
  20. Памяти Михаила Семeновича Друскина : в 2 кн. Кн. 1: Статьи. Воспоминания / ред.-сост.: Л. Г. Ковнацкая, А. К. Кенигсберг, Л. В. Михеева; подг. материалов: Л. О. Адэр, О. Н. Чумикова. СПб. : Аллегро, 2009. 583 с.
  21. Памяти Михаила Семёновича Друскина : в 2 кн. Кн. 2: Из переписки / ред.-сост.: Л. Г. Ковнацкая, А. К. Кенигсберг, Л. В. Михеева; подг. материалов: Л. О. Адэр, О. Н. Чумикова. СПб. : Аллегро, 2009. 427 с.
  22. Русско-британские музыкальные связи : сб. ст. / С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; редкол.: Л. Г. Ковнацкая, М. П. Мищенко, О. А. Чумикова. СПб., 2009. 384 с.
  23. Дмитрий Шостакович : Исследования и материалы. Вып. 3 / ред.-сост.: О. Дигонская, Л. Ковнацкая. М. : DSCH, 2011. 263 с.
  24. Дмитрий Шостакович : Исследования и материалы. Вып. 4 / ред.-сост.: О. Дигонская, Л. Ковнацкая. М. : DSCH, 2012. 271 с.
  25. Друскин М. С. Собрание сочинений : в 7 т. / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. Т. 5: Русская революционная песня / сост., вступит. ст., публ. документов, коммент. С. В. Подрезовой. СПб. : Композитор, 2012. 799 с.
  26. Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах : сб. науч. ст. / Петрозаводская гос. консерватория (акад.) им. А. К. Глазунова; под общ. ред. Л. Г. Ковнацкой. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2012. 370, [1] с.
  27. Бриттен / сост. сб. и пер. Анна Генина; науч. ред. Людмила Ковнацкая. М. : Центр книги Рудомино, 2013. 363, [4] с.
  28. (Не)музыкальное приношение, или Allegro affettuoso : сб. ст. к 65-летию Бориса Ароновича Каца / ред.-сост.: А. Долинин, И. Доронченков, Л. Ковнацкая, Н. Мазур. СПб. : Изд-во Европейского ун-та, 2013. 672 с.
  29. Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919–1930 : в 3 т. / Архив Д. Д. Шостаковича, Москва ; Центральный гос. архив кинофотодокументов Санкт-Петербурга; автор проекта и ред.-сост. Л. Ковнацкая; редкол.: Л. Ковнацкая, А. Петрова, Л. Адэр, П. Гершензон. Т. 1: Адреса и маршруты (1). Учебный процесс. 252 с.; Т. 2: Друзья-приятели. Родная речь. Ремесленный цех. Адреса и маршруты (2). 408 с.; Т. 3. Город-театр. ГАТОБ. МАЛЕГОТ. ТРАМ, ГосТИМ, Музкомедия. Кинематограф. Концерты. Большой зал. 488 с. СПб. : Композитор, 2013.
  30. Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии). Об органной и клавирной музыке / сост. А. И. Браудо; редкол.: Л. Г. Ковнацкая, С. М. Мальцев, М. П. Мищенко; вступ. ст. и коммент. Л. Г. Ковнацкой и М. П. Мищенко. СПб., 2014. 395 с.
  31. Летопись жизни и творчества Д. Д. Шостаковича: в 5 т. Т. 1: 1903–1930 / идея проекта: И. А. Шостакович, М. А. Якубов; координатор и спонсор проекта И. А. Шостакович; рук. проекта Л. Г. Ковнацкая; редкол.: М. И. Алейников, В. С. Величко, Н. В. Градобоева, О. Г. Дигонская, Л. Г. Ковнацкая, Л. А. Миллер; отв. ред. Л. А. Миллер; науч. ред. О. Г. Дигонская. М.: DSCH, 2016. 582 c.: ил.
  32. Друскин М. С. Собрание сочинений : в 7 т. / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. Т. 6: Избранные статьи. СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2018. 765 с.
  1. Бенджамин Бриттен // Музыкальная жизнь. 1968. № 10. С. 15–17.
  2. Английская баллада // Музыкальная жизнь. 1969. № 19. С. 21–22.
  3. Бриттен и традиции жанров английской народной музыки // Из истории музыки XX века / редкол.: С. Л. Гинзбург, М. С. Друскин, Г. Г. Тигранов. M.: Музыка, 1971. С. 208–225.
  4. Из истории английской фольклористики // Сов. музыка. 1971. № 7. С. 137–140.
  5. Концерт памяти Стравинского // Сов. музыка. 1972. № 5. С. 77–78.
  6. Народные элементы вокальной мелодики Бриттена // Проблемы музыкальной науки : сб. ст. Вып. 1 / редкол.: Г. А. Орлов, М. Е. Тараканов и др. M. : Сов. композитор, 1972. С. 298–325.
  7. Выдающийся мастер (к 60-летию Бриттена) // Сов. музыка. 1973. № 11. С. 117–123.
  8. «И музыки закат…»: о последних годах жизни И. Ф. Стравинского: [рец. на кн.: Libman Lillian. And music at the close: Stravinsky’s last years. New York, 1972] // Сов. музыка. 1973. № 5. C. 122–129.
  9. О новом английском музыкальном возрождении // Сов. музыка. 1973. № 7. С. 118–125.
  10. Рой Харрис (США) // Сов. музыка. 1973. № 10. С. 134–135.
  11. Верность Музыке : к 70-летию М. С. Друскина // Сов. музыка. 1975. № 4. С. 63–67. (совместно с Г. Орловым и И. Хлебаровым)
  12. «Дидона и Эней» Генри Пёрселла // Пёрселл Г. Дидона и Эней : опера в 3 д.: клавир / либретто Н. Тейта по поэме Вергилия «Энеида»; пер. Ю. Димитрина; вступ. ст. Л. Ковнацкой. Л. : Музыка, 1975. С. 3.
  13. К 100-летию Густава Холста // Сов. музыка. 1975. № 1. С. 134–135.
  14. Артист, учитель, ученый // Браудо И. Об органной и клавирной музыке / публ. и сост. А. Браудо; общ. ред. М. Друскина; вступит. ст. и коммент. Л. Ковнацкой. Л. : Музыка, 1976. С. 3–12, 150–152.
  15. Валентин Нестеров и его хор // Сов. музыка. 1977. № 5. С. 76–80.
  16. К 250-летию «Оперы нищего» // Сов. музыка. 1978. № 5. С. 105–109.
  17. Майкл Типпет (75-летие британского композитора) // Сов. музыка. 1980. № 11. С. 123–129.
  18. Предисловие и комментарии // Уэстреп Дж. Генри Пёрселл / пер. с англ. А. Кочнева. Л. : Музыка, 1980. С. 3–4.
  19. Артист, педагог, ученый / Исайя Браудо. Артикуляцията (за произношението на мелодията) // Музикални Хоризонти. София, 1981. № 11/12. С. 3–14.
  20. К биографии М. С. Друскина // История и современность : сб. ст. / ред.-сост.: А. И. Климовицкий, Л. Г. Ковнацкая, М. Д. Сабинина. Л. : Сов. композитор, 1981. С. 261–280.
  21. Мастер на пороге 80-летия: Уильям Уолтон // Сов. музыка. 1982. № 2. С. 99–103.
  22. Майкл Типпет и его опера «Царь Приам» // Очерки по истории зарубежной музыки XX века / сост. С. Н. Богоявленский. Л. : Музыка, 1983. С. 40–58.
  23. Предостережение живым (Военный реквием Бриттена) // Музыкальная жизнь. 1984. № 9. С. 15–16.
  24. Композиторы Англии // Музыка XX века : очерки. Ч. 2. Кн. 5. М. : Музыка, 1987. С. 269–293.
  25. Операта «Смъртвъ в Венеция» на Б. Бритън // Музикални Хоризонти. 1987. № 3. С. 59–73.
  26. Към творческата характеристика на Бенджамин Бритън // Музикални Хоризонти. София, 1988. № 10. С. 53–74.
  27. Об И. А. Браудо // Ленинградская консерватория в воспоминаниях : в 2 кн. Кн. 2 / под общ. ред. Г. Г. Тигранова. Изд. 2-е, доп. Л. : Музыка, 1988. С. 97–101.
  28. Из историята на хорового движение в Англия // Музикални Хоризонти. София, 1990. № 9. С. 41–58.
  29. History and story: Английская национальная опера в Ленинграде // Искусство Ленинграда. 1990. № 12. С. 73–78.
  30. Жизнь в письмах («Letters from a Life»): к 80-летию Б. Бриттена // Музыкальная академия. 1993. № 4. С. 214–221.
  31. Russian Funeral through Russian ears: oral impressions and some questions // International Journal of Musicology. 1993. № 2. P. 321–332.
  32. Александр Кнайфель. «Восьмая глава». Canticum Canticorum // Музыкальное обозрение. 1995. № 7/8. С. 18.
  33. Вернуть Стравинского на родину, вернуть — родине… (протокол обсуждения книги «Игорь Стравинский») / публ. Л. Ковнацкой // Музыкальная академия. 1995. № 4/5. С. 195–217.
  34. Note on a Theme from «Peter Grimes» // On Mahler and Britten: essays inhonour of Donald Mitchell on his seventieth birthday / ed. by Philip Reed. London : The Boydell Press, 1995. P. 172–185.
  35. От редколлегии // Д. Д. Шостакович : сб. ст. к 90-летию со дня рождения / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. СПб. : Композитор, 1996. С. 5–7.
  36. Шостакович в протоколах ЛАСМ // Д. Д. Шостакович : сб. ст. к 90-летию со дня рождения / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. СПб. : Композитор, 1996. С. 48–67.
  37. Шостакович и Бриттен: некоторые параллели // Д. Д. Шостакович : сб. ст. к 90-летию со дня рождения / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. СПб., 1996. С. 306–323.
  38. [Рецезия на кн.:] Irina Nikolska. Ot Szymanovskogo do Lutoclavskogo i Piendierieckogo: Ocherki razvitiya simfonicheskoy muziki v Polsze XX wieka. Moscow : Sowietskij Kompozitor, 1990 // Muzyka. 1997. № 1. P. 129–133.
  39. Труды М. С. Друскина // Исследования. Публицистика : к ХХ-летию каф. муз. критики : сб. науч. ст. / ред.-сост. Л. Г. Данько. СПб. : С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1997. С. 332–337.
  40. «Peter Grimes» at the Kirov opera and ballet theater // Melos: En Musiktidskrift.1997. № 19/20. P. 64–71.
  41. Бенджамин Бриттен — вокальный цикл «Эхо поэта» на стихи Пушкина: английское «эхо» русского поэта // Музыкальное приношение : к 75-летию Е. А. Ручьевской : сб. ст. / ред.-сост.: Л. П. Иванова, Н. Ю. Афонина. СПб. : Канон, 1998. С. 194–220.
  42. «Иже херувимы»: о неизвестном авторском наброске М. А. Балакирева // Балакиреву посвящается : сб. ст. к 160-летию со дня рождения композитора (1836–1996) / сост. Т. А. Зайцева. СПб. : Канон, 1998. С. 113–139.
  43. Он тоже был «уцелевшим из Варшавы»: [Памяти Ю. Г. Кона] // Музыкальная академия. 1998. № 3/4. С. 273–275.
  44. Shostakovich and the LASM // Tempo. 1998. № 206. P. 2–6.
  45. Письмо и послание // Musicae Ars et Scientia : Книга на честь 70-рiччя Н. О. Герасимовоi-Персидськоi. Киïв, 1999. С. 11–12.
  46. Последняя опера Бриттена (знакомство с шедевром) // Музыкальный театр XIX–XX веков: вопросы эволюции / ред.-сост.: Н. В. Бекетова, Г. Е. Калошина. Ростов н/Д. : Гефест, 1999. С. 163–180.
  47. Опера пiд склепiннями церкви (Триптих Бенджамiна Брiттена — Притчi для виковання в церкви) // Чотири столiття опери: Опернi школи ХIХ–ХХ ст. Киïв : НМАУ, 2000. С. 193–200.
  48. От редактора-составителя // Шостакович: Между мгновением и вечностью : Документы. Материалы. Статьи / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. СПб. : Композитор, 2000. С. 3–8.
  49. Шостакович и Богданов-Березовский (20-е годы) // Шостакович: Между мгновением и вечностью. С. 16–59.
  50. Почтовая открытка Дмитрия Шостаковича и Нины Варзар из эвакуации / публ. Николая Хрущова; коммент. Л. Г. Ковнацкой // Шостакович: Между мгновением и вечностью. С. 425–427.
  51. Эпизод из жизни книги: Интервью с Генрихом Орловым // Шостакович: Между мгновением и вечностью. С. 717–738.
  52. «Что Вам пишут из СССР? Мне — мало…»: Переписка С. Прокофьева и М. Друскина / публ., вступ. ст., коммент. и заключение Л. Г. Ковнацкой // Музыкальная академия. 2000. № 2. С. 203–216.
  53. Shostakovich and Britten: some parallels // Shostakovich in context / ed. by Rosamund Bartlett. Oxford : Oxford Univ. Press, 2000. P. 175–189.
  54. Бенджамин Бриттен // История зарубежной музыки. Вып. 6: Начало XX века — середина XX века / ред. В. В. Смирнов. СПб. : Композитор, 2001. С. 581–626.
  55. Музыка Англии // История зарубежной музыки. Вып. 6: Начало XX века—середина XX века / ред. В. В. Смирнов. СПб. : Композитор, 2001. С. 574–580.
  56. Предисловие // Шёнберг А. Письма / Петерб. фонд культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ»; сост. и публ. Эрвина Штайна; пер. с нем. В. Шнитке; общ. ред.: М. Друскина, Л. Ковнацкой; предисл. Л. Ковнацкой. СПб. : Композитор, 2001. С. 9–35. [То же в: 2-е изд., 2008]
  57. Прокофьев и Бриттен (об исторических параллелях, влиянии и реминисценциях) // Отражения музыкального театра : сб. ст. и материалов к юбилею Л. Г. Данько: в 2 кн. Кн. 2. / ред.-сост. Э. С. Барутчева, Т. А. Зайцева. СПб. : Канон, 2001. С. 50–69.
  58. И. С. Бах в жизни братьев Друскиных // Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / пер. с нем. Я. С. Друскина и Х. А. Стрекаловской; ред. Л. Г. Ковнацкая. М. : Классика–XXI, 2002. С. 657–683. (совместно с М. П. Мищенко). [То же: 2-е изд., 2004, 3-е изд., испр. и доп., 2011]
  59. Литературные заметки М. С. Друскина // Оркестр : cб. ст. и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой / Моск. гос. консерватория; редкол.: Г. И. Лыжов, Д. Р. Петров, С. И. Савенко. М. : Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2002. С. 394–411.
  60. Баховский сюжет в петербургском музыкальном контексте ХХ века // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе. 1862–2002 / отв. ред. и сост. Л. Г. Данько; СПбГК. СПб., 2002. С. 107–110.
  61. ЛАСМ — что это было? // Времен связующая нить: к юбилею Э. С. Барутчевой / ред.-сост. Л. Г. Данько; С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2004. С. 139–147.
  62. Об И. А. Браудо // Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. СПб., 2004. С. 87–90.
  63. Dialogues about Shostakovich: from the history of Russian studies about Shostakovich // A Shostakovich casebook / ed. by Malcolm Hamrick Brown. Bloomington ; Indianopolis : Indiana Univ. Press, 2004. P. 238–253.
  64. An episode in the life of a book: an interview with Henry Orlov // A Shostakovich casebook / ed. by Malcolm Hamrick Brown. Bloomington ; Indianopolis : Indiana Univ. Press, 2004. P. 97–126.
  65. Возвращаясь к напечатанному: [по поводу публикаций Ю. Корева о М. С. Друскине] // Музыкальная академия. 2005. № 4. С. 200–201.
  66. Высокий трагизм личности и бытия // Музыкальная академия. 2005. № 3.C. 51–54.
  67. Из истории IMS // Musicus. 2005. № 4. С. 19–20.
  68. Невосполнимая утрата: [посвящение Виктору Варунцу] // Музыкальная академия. 2005. № 1. С. 87–89.
  69. Слово о М. С. Друскине // Musicus. 2005. № 2. С. 7–16.
  70. «Мой первый друг…» (Письма Д. Д. Шостаковича к И. И. Соллертинскому) // Музыкальная жизнь. 2006. № 9. С. 27–33.
  71. Опера под сводами церкви (Триптих Бенджамина Бриттена) // Жизнь религии в музыке : сб. ст. Вып. 2 / сост. Т. А. Хопрова. СПб. : Сударыня, 2006. С. 199–208.
  72. Предисловие // Шостакович Д. Д. Письма И. И. Соллертинскому / публ. и подг. ил. Д. И. Соллертинского; предисл. Л. Г. Ковнацкой; коммент. и именной указ.: О. Л. Данскер, Л. Г. Ковнацкой, Г. В. Копытовой и др. СПб. : Композитор, 2006. С. 3–16.
  73. Генрих Александрович Орлов // Musicus. 2007. № 9. С. 68–71.
  74. Материалы к биографии М. С. Друскина / публ. и коммент. Л. Г. Ковнацкой // Друскин М. С. Собр. соч. : в 7 т. Т. 1: Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI–XVIII веков / редкол.: И. В. Розанов, А. И. Климовицкий, Л. Г. Ковнацкая, А. В. Вульфсон. СПб. : Композитор, 2007. С. 570–625.
  75. Надежда Голубовская и Бенджамин Бриттен: эскиз сюжета // Приношение Надежде Голубовской / СПбГК; ред.-сост.: Т. Зайцева, С. Закарян-Рутстайн, В. Смирнов. СПб., 2007. С. 302–318.
  76. Роль миротворца была его ролью: (воспоминания о Г. Г. Тигранове) // Г. Г. Тигранов: сб. ст., посвящ. 100-летию Г. Г. Тигранова / СПбГК; ред.-сост.Э. С. Барутчева. СПб., 2008. С. 343–347.
  77. Смешные письма: из переписки Я. С. и М. С. Друскиных // Збiрник наукових статей та есе, присвячений ювiлею Нiни Олександрiвни Герасимовоi-Персидьскоi. Киïв, 2008. С. 223–242.
  78. Счастье общения // Фейнберг Евгений Львович: Личность сквозь призму памяти / под общ. ред. В. Л. Гинзбурга. М. : ФИЗМАТЛИТ, 2008. С. 153–159.
  79. Михаил Семенович Друскин. Вехи жизни // Памяти Михаила Семёновича Друскина : в 2 кн. Кн. 1 : Статьи. Воспоминания / ред.-сост.: Л. Г. Ковнацкая, А. К. Кенигсберг, Л. В. Михеева; подг. материалов: Л. О. Адэр, О. Н. Чумикова. СПб. : Аллегро, 2009. С. 8–52.
  80. Друскин — ученый // Памяти Друскина. Кн. 1. С. 101–121.
  81. К читателю // Памяти Друскина. Кн. 2: Из переписки / ред.-сост.: Л. Г. Ковнацкая, А. К. Кенигсберг, Л. В. Михеева; подг. материалов: Л. О. Адэр, О. Н. Чумикова. СПб. : Аллегро, 2009. С. 3–6.
  82. Письма А. Е. Парниса / публ. Л. Ковнацкой; вступ. ст. М. Друскина; коммент.: В. Сажина и Л. Адэр // Памяти Друскина. Кн. 2. С. 7–21.
  83. Письма Э. Эймсгеймера / публ. и коммент. Л. Ковнацкой; пер., вступ. ст. и коммент. О. Чумиковой // Памяти Друскина. Кн. 2. С. 22–28.
  84. Из переписки с В. Дж. Конен / публ. и вступ. ст. Л. Ковнацкой; коммент.: Л. Адэр, Л. Ковнацкой, О. Чумиковой // Памяти Друскина. Кн. 2. С. 62–101.
  85. Из переписки с Ф. М. Гершковичем / публ., вступ. ст. и коммент. Л. Ковнацкой // Памяти Друскина. Кн. 2. С. 124–182.
  86. Из переписки с Я. С. Друскиным / публ., вступ. ст. и коммент. Л. Ковнацкой // Памяти Друскина. Кн. 2. С. 183–226.
  87. Из переписки с Г. А. Орловым / публ. и вступ. ст. Л. Ковнацкой и Г. Орлова; коммент. Л. Адэр и Л. Ковнацкой // Памяти Друскина. Кн. 2. С. 227–372.
  88. И. Ф. Стравинский в жизни М. С. Друскина // Друскин М. С. Собр. соч. : в 7 т. Т. 4: Игорь Стравинский / редкол.: Л. Г. Ковнацкая и др. СПб. : Композитор, 2009. С. 5–18.
  89. «Вернуть Стравинского на родину, вернуть — родине…» : Протокол обсуждения книги М. С. Друскина «Игорь Стравинский» в Ленинградской консерватории 19 апреля 1975 года / расшифровка, публ. и коммент. Л. Г. Ковнацкой // Друскин М. С. Собр. соч. : в 7 т. Т. 4. С. 286–345.
  90. Друскин М. Слово о Стравинском / публ. и предисл. Л. Г. Ковнацкой // Друскин М. С. Собр. соч. : в 7 т. Т. 4. С. 400–405.
  91. Друскин в диалоге / публ. Л. Ковнацкой; коммент. редколлегии // Друскин М. С. Собр. соч. : в 7 т. Т. 4. С. 497–540.
  92. Из истории «Диалогов» / вступ. ст., публ. и коммент. Л. Ковнацкой // Друскин М. С. Собр. соч. : в 7 т. Т. 4. С. 406–440.
  93. Михаил Друскин — Игорю Стравинскому / публ.: Л. Ковнацкой и В. Варунца; коммент. Л. Адэр // Друскин М. С. Собр. соч. : в 7 т. Т. 4. С. 541–548.
  94. Письма о книге / публ. и коммент. Л. Г. Ковнацкой // Друскин М. С. Собр. соч. : в 7 т. Т. 4. С. 346–359.
  95. Английское эхо русской поэзии: вокальный цикл Бриттена на стихи Пушкина // Русско-британские музыкальные связи. С. 272–296.
  96. Пирс П. Из «Дневника путешествий» / пер. О. Манулкиной; вступ. ст. Л. Ковнацкой; коммент.: Л. Адэр, Л. Ковнацкой, О. Манулкиной // Русско-британские музыкальные связи. С. 297–342.
  97. Голоса Прошлого: из переписки М. С. Друскина и Г. А. Орлова / публ., вступ. ст., коммент. Л. Г. Ковнацкой // Этот многообразный мир музыки… : сб. ст. к 80-летию М. Г. Арановского / ГИИ; ред.-сост.: З. А. Имамутдинова, А. А. Баева, Н. О. Власова. М. : Композитор, 2010. С. 238–259.
  98. Два письма Рихтера // Декабрьские вечера. Святослав Рихтер: к 30-летию фестиваля / ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 2010. С. 71–74, 77, 84, 87.
  99. [Рецензия на кн.:] Екатерина Власова. 1948 год в советской музыке // Opera musicologica. 2010. № 3. C. 140–149.
  100. Ю. А. Кремлёв в диалогах о Д. Д. Шостаковиче: вокруг Десятой симфонии // Из фонда Кабинета рукописей: сообщения, публикации / ред.-сост. Г. В. Копытова. СПб. : РИИИ, 2010. С. 148–166.
  101. Апология учебника // Голос человеческий: к 100-летию со дня рождения В. Дж. Конен (1909–1991) : воспоминания, письма, ст. / МГК; редкол.: З. Б. Карташёва, М. А. Сапонов (отв. ред.), Е. Л. Фейнберг. М. : Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2011. С. 208–213.
  102. Из истории современничества 1920-х годов: Петроградское общество пропаганды современной русской музыки (по архивным материалам и документам) // Fioretti musicali: материалы науч. конф. в честь И. А. Барсовой / редкол.: С. И. Савенко, Г. И. Лыжов, Д. Р. Петров. М. : Науч.-изд. Центр «Московская консерватория», 2011. С. 136–148.
  103. «Хочу с тобой кое о чем покалякать на бумаге»: Неизвестные письма к Шостаковичу Богданова-Березовского (1920-е годы) // Дмитрий Шостакович: Исследования и материалы. Вып. 3. / ред.-сост.: О. Дигонская, Л. Ковнацкая. М. : DSCH, 2011. C. 46–123.
  104. Ю. А. Кремлев в диалогах о Д. Д. Шостаковиче: вокруг Десятой симфонии // Свiт музикознавства: стратегиï, дискурси, сюжети: Оленi Сергiïвнi Зiнькевич присвячуэться : Збiрник статей. Киïв, 2011. С. 110–135.
  105. Еще раз о Хиндемите Шостаковича // Дмитрий Шостакович: Исследования и материалы. Вып. 4 / ред.-сост.: О. Дигонская, Л. Ковнацкая. М. : DSCH, 2012. C. 131–163.
  106. Идеальному собеседнику // Герасимова-Персидская Н. Музыка. Время. Пространство. Киев : Дух и литера, 2012. С. 9–16.
  107. Институтские дни и годы М. С. Друскина в контексте 1920–1990 годов // Временник Зубовского института : сб. ст. Вып. 9: Зубовский институт: времена, поколения, судьбы / [ред.-сост. Е. В. Хаздан]. СПб. : РИИИ, 2012. C. 7–17.
  108. Schostakowitschs Hindemith: die verbotene Wahrheit // Musik, Raum, Akkord, Bild Festschrift zum 65. Geburtstag von Dorothea Baumann = Music, space, chord, image: Festschrift for Dorothea Baumannʼs 65th birthday / hrsg. von Antonio Baldassarre. Bern, etc. : Peter Lang, 2012. S. 437–458.
  109. Šostakovičs Hindemith: die verbotene Wahrheit // Hindemith Institut Frankfurt. 2012. T. XLI. S. 85–112.
  110. Бриттен и Россия: [вместо послесловия] // Бриттен / сост. сб. и пер. А. Генина; науч. ред. Л. Г. Ковнацкая. М., 2013. C. 353–364.
  111. От составителя // Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919–1930 : в 3 т. / Архив Д. Д. Шостаковича, Москва ; Центральный гос. Архив кинофотодокументов Санкт-Петербурга, автор проекта и ред.-сост. Л. Ковнацкая, редкол.: Л. Ковнацкая, А. Петрова, Л. Адэр, П. Гершензон. Т. 1. СПб. : Композитор, 2013. С. 8–11.
  112. В поисках дружбы // Шостакович в Ленинградской консерватории. Т. 2. С. 12–18.
  113. Богданов-Березовский // Шостакович в Ленинградской консерватории. Т. 2. С. 18–30.
  114. Соллертинский // Шостакович в Ленинградской консерватории. Т. 2. С. 108–117.
  115. Казус «Щелкунчика» // Шостакович в Ленинградской консерватории. Т. 3. С. 103–105.
  116. Малеровский круг Бенджамина Бриттена // Густав Малер и музыкальная культура его времени / МГК; ред.-сост.: И. А. Барсова и И. В. Вискова. М., 2013. С. 53–92.
  117. Учитель и ученики: научные методы М. С. Друскина в проекции на педагогику // Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы, 1862–2012 / ред.-сост.: Н. И. Дегтярёва (отв. ред.), Н. А. Брагинская; СПбГК. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2013. С. 66–81.
  118. Генрих Орлов: биографический очерк // Сравнительное искусствознание : XXI век. Вып. 1: Наследие Генриха Орлова и актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания. Ч. 1 / редколл.: О. В. Колганова (ред.-сост.), И. В. Мациевский (отв. ред.) и др. СПб. : РИИИ, 2014. С. 28–50.
  119. О перспективах отечественной биографики: Письма Шостаковича к Богданову-Березовскому (1920-е годы) // Музыка в культурном пространстве Европы–России: События. Личность. История. СПб. : РИИИ, 2014.С. 260–274.
  120. Бенджамин Бриттен в левом строю // Музыкальное искусство в процессах культурного обмена : (ст. и материалы в честь А. И. Климовицкого) : сб. ст. / отв. ред. и сост. Г. В. Петрова. СПб. : РИИИ, 2015. С. 113–125.
  121. Летопись Шостаковича, пролегомены и контексты // С. П. Дягилев и современная культура: материалы междунар. симпозиума «Дягилевские чтения» (Пермь, май 2014) / сост. и науч. ред. О. Р. Левенков. Пермь : Книжный мир, 2015. С. 105–114.
  122. [Рецензия на кн.:] Олеся Бобрик. Венское издательство “Universal Edition” и музыканты из советской России: история сотрудничества в 1920–1930-е годы // Opera musicologica. 2015. № 1. С. 76–83.
  123. Иосиф Шиллингер в материалах и документах: хронология 1920-х (Ленинград) // Две жизни Иосифа Шиллингера. Жизнь первая: Россия. Жизнь вторая: Америка / автор проекта, сост. А. Л. Бретаницкая; общ. ред. О. А. Бобрик; редкол.: И. А. Барсова, О. А. Бобрик, Е. А. Дубинец, М. П. Рахманова. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015. С. 161–206. [в соавторстве с Е. Ивановой]
  124. Много лет спустя // Полубенцев А. Либретто моей жизни. СПб., 2015. С. 30–32, 118–119.
  125. Генрих Орлов. Возвращение (к описанию архива в КР РИИИ) // Из фондов кабинета рукописей Российского института истории искусств: Сообщения. Публикации. Обзоры. Вып. 6 / Рос. ин-т истории искусств; сост. и отв. ред. Г. В. Копытова. СПб., 2016. С. 331–352.
  126. «Билли Бадд» Бенджамина Бриттена // Бенджамин Бриттен. Билли Бадд: Новая сцена / Гос. акад. Большой театр России. М., 2016. С. 25–31.
  127. Морская трагедия: «Билли Бадд» Бриттена на Новой сцене Большого театра // Муз. жизнь. 2016. № 12. С. 2–4.
  128. И. С. Бах в жизни братьев Друскиных // Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / пер. с нем. Я. С. Друскина и Х. А. Стрекаловской; ред. Л. Г. Ковнацкая. изд. 4-е, испр. и доп. М., 2016. С. 657–683. [в соавторстве с М.П. Мищенко]
  129. «Его книги опередили свое время» : Эссе о музыковеде Генрихе Орлове // Этажи: лит.-худож. журнал. 2017. № 3 (7). Сент.
  130. Portrait of the artist as a young man: The Shostakovich–Bogdanov-Berezovsky correspondence // Russian Music since 1917 / ed. by Patrick Zuk and Marina Frolova-Walker. Oxford : Oxford University Press, 2017. P. 269–279.
  131. Бенджамин Бриттен, 1913–1976. Sinfonia da Requiem // «Забытая земля». Балет в одном действии на музыку Симфонии-реквиема Бенджамина Бриттена: Новая сцена / Гос. акад. Большой театр России. М., 2017. С. 29–30.
  132. «Финская сюита» Шостаковича в ленинградском музыкальном контексте: из истории рукописи // Opera musicologica. 2017. № 4 (34). С. 19–34.
  133. Ленинградский контекст «Финской сюиты» Шостаковича. Тезисы доклада // Материалы Международной научной конференции: Петербург в диалоге с культурными столицами Европы. СПб.: РИИИ, 2017. С. 30.
  134. Размышления всей жизни: статьи в научном наследии М. С. Друскина // Друскин М. С. Собрание сочинений: в 7 т. / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая. Т. 6 : Избранные статьи. СПб. : Композитор – Санкт-Петербург, 2018. C. 14–22.
  135. Ленинградская ассоциация современной музыки в деятельности Интернационального общества современной музыки (1920-е годы). Тезисы доклада // Материалы Всероссийской научной конференции «Музыкальный Петербург: творческие диалоги». СПб.: РИИИ, 2018. 50 с.
  136. *136. Главные темы: Бриттен, Шостакович и другие / редкол.: О. Б. Манулкина, Н. В. Градобоева. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова; Издательский дом «Галина скрипсит», 2018. 492 с.

*137. Бенджамин Бриттен и Россия // [136]. C. 13–23.

*138. Малеровский круг Бриттена // [136]. C. 24–56.

*139. Бриттен в левом строю // [136]. C. 57–68.

*140. Бриттеновская оперная триада1950-х // [136]. C. 69–96.

*141. Английское эхо русской поэзии. Вокальный цикл Бриттена на стихи Пушкина // [136]. P. 97–114.

*142. Опера под сводами церкви // [136]. C. 115–123.

*143. Последняя опера Мастера // [136]. C. 124–141.

*144. Бриттен и Прокофьев // [136]. C. 142–157.

*145. Бриттен и Шостакович // [136]. C. 158–174.

*146. Письма Шостаковича к Богданову-Березовскому (1920-е годы) // [136]. C. 177–189.

*147. Шостакович в протоколах ЛАСМ // [136]. C. 190–208.

*148. «Финская сюита» Шостаковича в ленинградском музыкальном контексте. Из истории рукописи // [136]. C. 209–222.

*149. Шостакович и Хиндемит // [136]. C. 223–255.

*150. Десятая симфония Шостаковича. Казус Кремлева // [136]. C. 256–272.

*151. Михаил Друскин. Профессия и призвание // [136]. C. 275–315.

*152. Бах в жизни братьев Друскиных // [136]. C. 316–347. [в соавторстве с М. П. Мищенко]

*153. Стравинский в жизни Михаила Друскина // [136]. C. 348–358.

*154. Исайя Браудо. Артист, ученый, педагог // [136]. C. 359–379. [в соавторстве с М. П. Мищенко].

*155. Генрих Орлов. Биографический очерк // [136]. C. 380–398.

*156. Апология учебника. «История зарубежной музыки» В. Дж. Конен // [136]. C. 399–405.

*157. Идеальному собеседнику Н. А. Герасимовой-Персидской // [136]. C. 406–412.

*158. [Рец.] Современный взгляд на 1948 год. О книге Екатерины Власовой «1948 год в советской музыке» // [136]. C. 413–423.

*159. Письма Шенберга на пути к русскому читателю // [136]. C. 424–442.

*160. [Рец.] Венское «Универсальное издательство» — издательство-легенда. О книге Олеси Бобрик «Венское издательство „Universal Edition“ и музыканты советской России» // [136]. C. 443–449.

  1. ЛАСМовский портрет Юлии Вейсберг // Муз. академия. 2018. № 3. С. 137–150. [в соавторстве с М. Мазур]
  2. Забытое имя и актуальные труды. Владимир Давыдович Днепров и музыка // Артикульт. 2018. № 3. С. 131–138.
  3. «Архив ЛАСМа» как историографический феномен // Музыковедение. 2018. № 9. С. 22–27.
  4. «Неотвратимое пересечение линий» // Генри Пёрселл. Дидона и Эней / Гос. академ. Большой театр России. Новая сцена / ред.-сост. Ая Макарова, Татьяна Белова. М., 2019. С. 26–31.
  5. Ю. А. Кремлев в переписке с Б. Бриттеном (по материалам Кабинета рукописей) / Публ. [перев., коммент.] Л. Г. Ковнацкой // Из фондов Кабинета рукописей Российского института истории искусств. Статьи и сообщения. Публикации. Обзоры. Вып. 7 / сост. и отв. ред. Г. В. Копытова. СПб.: РИИИ. 2020. С. 259–267.
  6. Post scriptum // Хайновская Т.А. Четыре беседы со Светланой Таировой. СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2021. С. 54–56.

The New Grove dictionary of music and musicians : in 29 vols. 2nd ed. / ed. by Stanley Sadie; executive ed. John Tyrrell. London, etc., 2001 :
Basner Veniamin Yefimovich. Vol. 2. P. 845–6; Bogdanov-Berezovskiy Valerian Mikhaylovich. Vol. 3. P. 789–90. (with Leonid Butir); Dansker Ol’ga L’vovna. Vol. 6. P. 933–4; Druskin Mikhail Semyonovich. Vol. 7. P. 618–20; Kats Boris Aronovich. Vol. 13. P. 409–10; Khanon [Khanin] (Solov’yov-Savoyarov) Yuriy Felixovich. Vol. 13. P. 568–9; Mal’tsev Sergey Mikhaylovich. Vol. 15. P. 714–5; Martïnov Nikolay Avksent’yevich. Vol. 15. P. 936–7; Orlov Genrikh Alexandrovich. Vol. 18. P. 705–6; Pashchenko Andrey Filippovich. Vol. 19. P. 182–3. (with Genrikh A. Orlov); Popov Gavriil Nikolayevich. Vol. 20. P. 125–6; St Petersburg. Vol. 22. P. 114–24; Shcherbachyov Vladimir Vladimirovich. Vol. 24. P. 336–7. (with Genrikh A. Orlov); Steinberg [Shteynberg] Maximilian Oseyevich. Vol. 23. P. 241–2. (with Genrikh A. Orlov); Schwartz [Shvarts] Isaak Iosifovich. Vol. 22. P. 867; Ustvol’skaya Galina Ivanovna. Vol. 26. P. 176–7; Zolotaryov Vasiliy Andreyevich. Vol. 27. P. 863–4.