XXXI Международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути»

Фестиваль «Звуковые пути» перешагнул 30-летний рубеж. Сохраняя верность сформированным еще в 1989 году принципам программной политики, мы внимательно следим и за новациями XXI века.

Воскресенье, 17 ноября 2019 г.
Дом композиторов

Открытие фестиваля
Концерт – марафон

17:00

В программе:

Александр НЕСТЕРОВ (1949-2019)
Памяти композитора

Соната для скрипки соло (1981)
Шесть прелюдий для фортепиано (1969)
Струнный квартет (1970)
«Отражения» для фортепианного квинтета (1972)

Исполнители:
Александра Листова (фортепиано)

Mariinsky New Music Ensemble
Павел Крашенинников, скрипка
Олеся Крыжова, скрипка
Вартан Гноро, альт
Федор Кириллов, виолончель
Андрей Телков, фортепиано

Mariinsky New Music Ensemble основан в 2016 году композитором и скрипачом оркестра Мариинского театра Алексеем Крашенинниковым. За прошедшие годы ансамбль успел зарекомендовать себя как высокопрофессиональный коллектив, активно пропагандирующий музыку современных российских и зарубежных композиторов. Ансамбль дает концерты в рамках собственного абонемента в залах Мариинского театра и принимает участие в петербургских фестивалях современной музыки («Звуковые пути», «Музыкальная весна в Петербурге» и др.).

18:00
Россия – Дания

В программе:

Ханс АБРАХАМСЕН (*1952)
Schneebilder (Российская премьера, 2013)
для скрипки, альта, виолончели и фортепиано

Михаил КРУТИК (* 1980)
Стратосфера (2014)
для скрипки, альта, виолончели и фортепиано

Елена ФИРСОВА (* 1950)
Времена года (Российская премьера, 2019)
фортепианный квартет № 2

Дмитрий СМИРНОВ (*1948)
…to be or not to be… (Российская премьера, 2019)
для скрипки, альта, виолончели и фортепиано

Пол РУДЕРС (* 1949)
Фортепианный квартет (Российская премьера, 2016)

Исполнители:
Rudersdal Chamber Players (Дания)
Кристине Прин, скрипка
Мина Фред, альт
Джон Эйде, виолончель
Мануэль Эсперилья, фортепиано

Rudersdal Chamber Players
В 2017 году композитором-резидентом копенгагенского фестиваля Rudersdal Sommerkoncerter была Лера Ауэрбах. Она предложила датским музыкантам, превосходно исполнившим тогда ее произведения, не расставаться после фестиваля, а объединиться в ансамбль, который получил имя Rudersdal Chamber Players.

Unlimited – самое точное слово, характеризующее этот ансамбль:
Безграничность в творчестве – потому что инструменталисты посвящают себя передаче музыки новыми способами, выполняя междисциплинарные проекты с визуальными художниками, журналистами, историками и т. д.;
Безграничность в звуке – потому что ансамбль имеет вариабельный состав – от совсем камерного до достаточно крупного объединения инструменталистов;
Безграничность в выражении – потому что ансамблисты играют все – от барокко до романтиков и современной музыки.

Помимо Rudersdal Sommerkoncerter, ансамбль выступает на других датских фестивалях –Международном музыкальном фестивале в Соро, Golden Days Festival и Copenhagen Art Week, а также в сериях концертов различных объединений современной музыки. Сейчас музыканты работают над междисциплинарном проектом, объединяющим музыку, искусство, науку и историю. После выступления на фестивале «Звуковые пути» ансамбль совершит гастроли в Польшу, Норвегию и США.

В августе 2018 года Rudersdal Chamber Players исполнили произведение Гии Канчели In l”istesso tempo, который высоко оценил исполнительский уровень музыкантов: «Rudersdal Chamber Players — выдающийся ансамбль. Все участники – первоклассные отзывчивые инструменталисты с глубоким пониманием музыкального материала. Это исполнение камерной музыки на очень высоком уровне.»

На фестивале «Звуковые пути» ансамбль выйдет на эстраду в составе: Кристина Прин (скрипка), Мина Фред (альт), Джон Эйде (виолончель), Мануэль Эсперилья (фортепиано).

21:00
Джордж КРАМ (1929-2019)
к 90-летию со дня рождения

В программе:

Леонид РЕЗЕТДИНОВ (*1961)
«Космос Крама» (Мировая премьера, 2019)
для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано
Посвящается Джорджу Краму
1. Магический круг Вселенной (Вечное движение)
2. Распятие (Символ)
3. Весенний костер
4. Мечтательные образы (Музыка любви и смерти)

Джордж КРАМ (*1929)
«Одиннадцать эхо осени» (1966)
для альтовой флейты, кларнета, скрипки и фортепиано

«Маленькая полуночная музыка» (2001)
для усиленного фортепиано

Исполнители:
Алексей Глазков (фортепиано)

Ансамбль «Звуковые пути»
Татьяна Резетдинова, флейты
Александр Осколков, кларнет
Александр Данилевский, скрипка
Елена Григорьева, виолончель
Николай Мажара, фортепиано

Ансамбль новой музыки «Звуковые пути» был основан в Петербурге в 1994 году для исполнения произведений современных российских и зарубежных композиторов. В разные годы ансамбль выступал в Германии, Швейцарии, Дании, Украине, Монголии, Финляндии, Эстонии, он – постоянный участник фестивалей «Звуковые пути» и «Музыкальная весна в Петербурге», в последнее время функционирует как фестивальный ансамбль. Основной состав – флейта, кларнет, скрипка, виолончель и фортепиано в случае необходимости пополняется дополнительными музыкантами. Ансамбль сотрудничал с дирижерами Б. Койером (США), Ф. Панизелло (Испания), М. Вальковым (СПб). Художественный руководитель ансамбля – Александр Радвилович.

Понедельник, 18 ноября 2019
Малый зал филармонии
19:00

В программе:

Александр РАДВИЛОВИЧ (*1955)
Альпийский реквием (2017)
для усиленного вокального квартета, фортепиано и ударных

Анатолий КОРОЛЕВ (*1949)
Школа для дураков (2004)
четыре монолога для солистов и ансамбля на слова Саши Соколова

Солисты:
Ирина Андрякова, сопрано
Юрий Васильев, тенор
Андрей Михеев, баритон
Андрей Удалов, бас

Вокальный квартет Content ensemble:
Ирина Михайлова, сопрано
Мэри Чеминава, альт
Владислав Стариков, тенор
Лев Жифарский, бас

Петербургский МолОт ансамбль:
Артур Зобнин, скрипка
Алиса Фёдорова, скрипка
Филипп Буин, альт
Никита Корзухин, виолончель
Алексей Глазков, фортепиано

Дирижер — Аркадий Штейнлухт

Петербургский МолОт-ансамбль был создан в марте 2012 года как коллектив Молодежного отделения Союза Композиторов РФ. Специализируется на исполнении музыки второй половины XX – XXI века. Приоритетное направление деятельности ансамбля – исполнение музыки молодых российских композиторов. За время своего существования ансамбль принял участие в фестивалях «От авангарда до наших дней», «Звуковые пути», «Fin de siecle», «Мир звука. Микротоновые инновации», «Blurred edges» (Гамбург, Германия) и др. Впервые в Петербурге исполнил более 100 произведений современных российских и зарубежных авторов, принял участие в мастер-классе немецкого ансамбля новой музыки «recherche» (в рамках фестиваля «Площадь искусств»). Коллектив играл на многих престижных площадках Санкт-Петербурга (Большой зал Филармонии им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки Санкт-Петербургской Филармонии, Малый зал им. А. К. Глазунова Санкт-Петербургской Консерватории, Новая сцена Александринского театра, концертный зал Яани-кирик, зал Прокофьева Мариинского театра, Концертный зал Дома Композиторов и др.) Ансамбль является одним из базовых коллективов Международного МолОт-фестиваля.

МолОт-ансамбль гастролировал в Германии, Норвегии, Польше, Финляндии, Молдове и Эстонии, представляя вниманию иностранной публики сочинения современных российских композиторов. Важная часть деятельности ансамбля – гастроли в российских городах, просветительские программы. Ансамбль выступал в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Махачкале.

В феврале 2017 года коллектив принял участие в записи «Антологии музыки молодых композиторов России». На диске МолОт-ансамбля представлены сочинения композиторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону.

Вторник, 19 ноября 2019
Дом композиторов
19:00

ТРЭШ-проект
Мультимедийный концерт

В программе:

Валерия КУХТА (*1994)
Recycling (Мировая премьера, 2019)
для скрипки, саксофона, трубы и видео
Видеоарт – медиахудожник Аюр Халтуев

Светлана ЛАВРОВА (*1970)
Raccolta differenziata separata (Мировая премьера, 2019)
для саксофона, трубы, скрипки, аккордеона, объектов и видео
Видеохудожник — Анастасия Карпекина

Александр МАНОЦКОВ (*1972)
Tres memorias
для двух скрипок

Елена ИГОТТИ (*1968)
Генезис (Мировая премьера, 2019)
для трёх исполнителей и видео
Видеохудожник – Юрий Элик

Олег ГУДАЧЕВ (*1988)
Струны Сатурна (2018)
для ансамбля и видеоинсталляции
Видеоарт – Алина Федотова

{instead} ensemble
Олег Гудачёв, саксофон
Дмитрий Людиновский, труба и ударные
Елена Козлова-Гатовская, скрипка и виолончель
Анастасия Цуканова, скрипка и бас-гитара
Василиса Филатова, альт
Владимир Розанов, аккордеон
Художественный руководитель – Олег Гудачёв

{instead} ensemble был основан в Санкт-Петербурге в 2016 году. Три основные линии, развиваемые ансамблем: поиск и исполнение новой музыки; исполнение композиций преимущественно второй половины XX века; практика коллективной импровизации. Ансамбль – участник концертов в рамках SoundArtLab Балтийского филиала ГЦСИ (2016-2017), V Санкт-Петербургского международного культурного форума, Музыкальных вечеров в Академии художеств (Санкт-Петербург, 2016), Hamburg – Sankt-Petersburg Musikalische Partnerschaft (Гамбург, 2017), Музейной ночи (Калининград, 2017), Международного форума испанской культуры Música Ibérica (Москва, 2017), Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути» (СПб, 2017, 2018). Концерты {instead} ensemble проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Калининграде Минске, Гданьске, Гамбурге. Ансамбль выступал в совместных концертах с Membranoids и солистами ансамбля barockwerk hamburg. В составе Санкт-Петербургского оркестра импровизаций ансамбль принимал участие в исполнении «Пространственной композиции 3» В. Горлинского (2016).

Среда, 20 ноября 2019
Дом композиторов
19:00

Вечер фортепианных миниатюр
«Любовь к трем женщинам без тени»
К 100-летию создания оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»
и премьеры оперы «Женщина без тени» Рихарда Штрауса

В программе:

Сергей СЛОНИМСКИЙ (*1932)
Две мимолетности (2018)

Сергей ОСКОЛКОВ (*1952)
Три в одной (Мировая премьера, 2019)

Елена ИГОТТИ (*1968)
Апельсин для кавалера (Мировая премьера, 2019)

Алексей МЫЛЬНИКОВ (*1955)
Парафраз на фантазию к опере Р.Штрауса «Женщина без тени» (Мировая премьера, 2019)

Светлана ЛАВРОВА (*1970)
По ту сторону тени (Мировая премьера, 2019)

Петр ИВАНОВ (*1992)
Любовь и сочувствие к трем композиторам без тени таланта (Мировая премьера, 2019)

Николай МАЖАРА (*1977)
Три тени (Мировая премьера, 2019)

Антон ТАНОНОВ (*1977)
Дежа вю (Мировая премьера, 2019)

Нина СИНЯКОВА (*1974)
В тени света (Мировая премьера, 2019)

Франц Йохен ХЕРФЕРТ (*1955)
Долина тишины (Мировая премьера, 2019)

Донат САЙКОВ (*1988)
Намёки (Мировая премьера, 2019)

Виктория ГОВЕЙНОВИЧ (*1992)
Сны Тарталье (Мировая премьера, 2019)

Сергей ОСКОЛКОВ мл. (*1987)
Пьеса в форме апельсина (Мировая премьера, 2019)

Иван АЛЕКСАНДРОВ (*1987)
Интермеццо молчаливой женщины без тени (2014)

Исполнители:
Николай Мажара,
Сергей Осколков,
Александра Листова,
Иван Александров,
Франц Йохен Херферт,
Антон Танонов,
Сергей Осколков мл.
(фортепиано)

Четверг, 21 ноября 2019
Дом композиторов
19:00

В программе:

Томас Джефферсон АНДЕРСОН (*1928)
Эхо (Российская премьера, 1962-1963)
для гобоя и фагота

Игорь ДРУХ (*1966)
Кассация (Мировая премьера, 2019)
для гобоя и фортепиано

Франц Йохен ХЕРФЕРТ (*1955)
Nosbah (Российская премьера, 1993/84, 2018)
для фагота соло

Эрнст Хельмут ФЛАММЕР (*1949)
Passacaglia brevis (1988)
для фортепиано

Вильфрид КРЕЧМАР (*1944)
«Сатир» для фагота и фортепиано (Российская премьера, 1974)

Карлхайнц ШТОКХАУЗЕН (1928-2007)
Glück (Российская премьера, 2004-2007)
для гобоя, английского рожка и фагота
из цикла «Klang»

Исполнители:
International Music Ensemble Augsburg
Сара Яго Мут, гобой
Эва Лавринович, английский рожок
Якоб Штайнсек, фагот
Шенглонг Ли, фортепиано
Франц Йохен Херферт, фортепиано и электроника

International Music Ensemble Augsburg был основан в 2010 году композитором Францем Йохеном Херфертом для исполнения современной музыки. Участники коллектива – аспиранты Hochschule für Musik Augsburg не только из Германии, но из самых разных стран и континентов, отсюда и название ансамбля, который имеет вариабельный состав, объединяющий в зависимости от программы от нескольких инструменталистов до 20-30 музыкантов-солистов. Помимо Аугсбурга коллектив выступает с концертами Мюнхене, Штутгарте, Тюбингене, Берлине и других городах Германии.

Пятница, 22 ноября 2019
Дом композиторов
19:00

ЮБИЛЯЦИИ
К 90-летию со дня рождения Михаила Бялика

В программе:

Альфред ШНИТКЕ (1934-1998)
Пять афоризмов (1990)
для фортепиано

Галина УСТВОЛЬСКАЯ (1919-2006)
Двенадцать прелюдий (1953)
для фортепиано

Валерий АРЗУМАНОВ (*1944)
Две прелюдии и фуги
Из I тома Прелюдий и фуг (Российская премьера, 2011-2012)
Посвящается Михаилу Бялику

Борис ТИЩЕНКО (1939-2010)
Соната для фортепиано № 6 (1975)
Посвящается Михаилу Бялику

Сергей Осколков мл., фортепиано

Суббота, 23 ноября 2019
Малый зал филармонии
19:00

ВИХРЬ ВРЕМЕНИ

В программе:

Эдисон ДЕНИСОВ (1929-1996)
Две пьесы (1996)
для бас-кларнета и виолончели

Хельмут ЛАХЕНМАНН (*1935)
Пять вариаций на тему Шуберта (1956)
для фортепиано

Сальваторе ШАРИНО (*1947)
«Светящиеся горизонты Атона» (1990)
для флейты соло

Жерар ЦИНСТАГ (*1941)
Tempor (Российская премьера, 1991-1992)
для флейты, кларнета, скрипки, альта, виолончели и фортепиано

Жерар ГРИЗЕ (1948-1998)
Vortex temporum (1994-1996)
для фортепиано и пяти инструментов

Московский ансамбль современной музыки
Иван Бушуев, флейта
Олег Танцов, кларнет
Евгений Субботин, скрипка
Сергей Полтавский, альт
Илья Рубинштейн, виолончель
Михаил Дубов, фортепиано

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) был основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова. МАСМ первым прорвал информационный вакуум и представил на Западе новейшую российскую музыку, а у нас – творчество современных зарубежных авторов. Отличающийся высоким уровнем профессионализма коллектив быстро завоевал мировую популярность: ведущие российские и зарубежные композиторы доверяли ему свои премьеры и посвящали новые произведения. Значительное место в репертуаре коллектива принадлежит и музыке молодых композиторов.

На счету МАСМ около 1000 мировых и российских премьер, принадлежащих композиторам разных поколений, среди которых классики Д. Шостакович, Н. Рославец, А. Мосолов, А. Шнитке и Э. Денисов (Россия), Э. Варез и Я. Ксенакис (Франция), Х. Лахенманн (Германия), Л. Ноно и Л. Берио (Италия) и другие; ансамбль выпустил около 40 компакт-дисков для ведущих мировых лейблов России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии.

Коллектив гастролировал в 30 странах мира и 80 российских городах, выступал на лучших концертных сценах, принимал участие в крупнейших международных фестивалях, таких как “Московское Биеннале современного искусства”, “Дягилевские сезоны” (Пермь), “Radio-France presences” (Франция), “FrankfurtFest”, “Maerzmusik” (Германия), “Gaudeamus music week” (Нидерланды), “Warsaw Autumn” (Польша), “Klangspuren” (Австрия) и других. Коллектив инициировал уникальные культурно значимые проекты, привлекшие огромное внимание широкой аудитории и прессы. Среди них “Проект Машина” в Московском художественном театре (режиссер К. Серебренников), “Реконструкция” в Школе драматического искусства (Москва) и Эрмитажном театре (Петербург), мультимедийный проект “Свет-символ-звук” в Московском международном Доме музыки и прочие.

Одним из главных направлений деятельности коллектива являются регулярные просветительские программы, проходящие практически во всех федеральных округах страны и осуществляемые в тесном партнерстве с российскими и международными культурными институциями. Цель этих программ – повысить профессиональный уровень музыкантов и популяризировать современную музыку среди широкой аудитории российских регионов. Они включают концерты, мастер-классы, творческие встречи и конференции, в них участвуют не только солисты ансамбля, но и ведущие отечественные и зарубежные композиторы, исполнители и музыковеды. Ежегодно МАСМ проводит не менее 20 региональных просветительских проектов. Новым беспрецедентным для России проектом стала ежегодная двухнедельная Международная Академия Молодых Композиторов в городе Чайковском (Пермский край), стартовавшая в 2011 году.

С 2005 года МАСМ является членом Международного Общества Современной Музыки (ISCM) в составе Российской национальной секции. В 2009 году коллектив стал лауреатом АКЦИИ по поддержке российских театральных инициатив. В 2013 году МАСМ стал лауреатом премии ЗОЛОТАЯ МАСКА в номинации «эксперимент».

Воскресенье, 24 ноября 2019
Костел св. Станислава
19:00

РЕВЕРСИВНАЯ ПОЭЗИЯ
Хоровые мадригалы

В программе:

Карло ДЖЕЗУАЛЬДО ди ВЕНОЗА (1560-1613)
Три мадригала

Майкл ФИННИССИ (*1946)
Gesualdo: Libro sesto (Российская премьера, 2012-2013)
три мадригала

Дьердь ЛИГЕТИ (1923-2006)
Алфавит из цикла Nonsense Madrigals (Российская премьера, 1988-1993)
для шести мужских голосов

Александр ПОПОВ (*1957)
Sator секвенция для хора (Мировая премьера, 2019)
для хора

Сальваторе ШАРИНО (*1947)
Quante isole! Rosso, cossi rosso (Российская премьера, 2007)
для камерного хора

Сергей ЛЕОНОВ (*1994)
r/place (2018)
для хорового ансамбля

Content ensemble
Художественный руководитель – Сергей Леонов
Дирижер – Мэри Чеминава

Content ensemble был основан в 2018 году по инициативе петербургских студентов-хоровиков. Жизнь ансамбля началась с записи пьесы Сергея Леонова r/place. Состав ансамбля — 16 человек, но варьируется в зависимости от проекта — плоть до квартета. Участники — студенты Консерватории, интересующиеся современной культурой. Название Content-ensemble показывает открытость любому музыкальному «контенту» и одновременно отсылает к нашему первому проекту, связанному с интернет-культурой. К тому же, «content» переводится как «содержание», что идеологически соответствует основной цели ансамбля — не поверхностное, а вдумчивое знакомство с современной музыкой (через её исполнение).
Мэри Чеминава, дирижер ансамбля.