Участники «Композиторских онлайн-курсов reMusik.org». Часть первая

Участники «Композиторских онлайн-курсов reMusik.org».
Часть первая

Журнал reMusik.org начинает знакомство с молодыми композиторами, которые в этом году стали участниками «Композиторских онлайн-курсов». В первой части большого материала Антон Кошелев, Мерт Морали, Джордж Маркович, Дмитрий Ефремов и Егор Савельянов делятся впечатлениями от занятий онлайн и рассказывают о своих пьесах, которые были представлены в рамках курсов.

Антон Кошелев

(Украина)

Несмотря на сложившуюся ситуацию в мире и отсутствие возможности быть на мероприятиях «вживую», онлайн курсы прошли для меня максимально плодотворно. Прекрасно спланированная образовательная программа, ежедневные презентации талантливых и прогрессивных участников со всего мира, доступ к их партитурам и записям онлайн, а также возможность анализировать материал в любое удобное время позволило мне продвинуться на шаг вперёд в профессиональных навыках. Однако главный урок, который я вынес из данного мероприятия благодаря онлайн режиму – это умение слушать, прислушиваться, ценить каждую минуту общения, грамотно различать актуальную на данный момент для меня информацию и ту, которая могла бы в какой-то степени сбить меня с индивидуального пути.

В рамках фестиваля reMusik.org прозвучит моё новое произведение Comprehension для скрипки, виолончели и фортепиано в исполнении Московского ансамбля современной музыки (МАСМ). Композиция посвящена возможностям индивидуальной художественной трактовки музыкального текста, возможностям интерпретации особого вида нотации, объединяющей музыкальный материал скрипки и виолончели. Партия рояля представляет собой определённый тип педальной фактуры, от начала до конца формирующей «объёмное» звуковое пространство, определённый статичный «бэкграунд» для скрипки и виолончели, при этом обладая особой тембральной характеристикой.

Музыкантам следует репетировать по определённому правилу: скрипач и виолончелист не должны до финального исполнения репетировать вместе (полным трио) – каждый репетирует отдельно с пианистом. В результате во время финального исполнения психологическое состояние музыкантов (некая «запланированная неожиданность») должно рождать уникальное звуковое впечатление, погрузить слушателя в медитативное состояние.

Джордж Маркович

(Сербия)

Что касается моих впечатлений от индивидуальных занятий, я получил множество советов от педагогов – например, избавиться от «густоты» событий в сочинениях. Для меня также было важным подтверждение существования явной стилистической связи между моими очень разными пьесами, созданными также в разные периоды моего творчества. Мне понравилось на курсах анализировать взаимодействие современной музыки с музыкой более ранних эпох. Я был рад увидеть презентации других студентов: такой опыт всегда оказывает большое влияние на меня.

Пьеса (inter)actions II основана на отношениях между элементами, которые взаимодействуют между собой. С точки зрения микроформы – это индивидуальные звуковые жесты, имитирующие действия между исполнителями во время свободной импровизации.

Мерт Морали

(Турция)

Конечно, невозможно оценивать данный воркшоп, не упоминая о пандемии. Несмотря на это, курсы стали для меня уникальным опытом. Мне показалось, что без физического контекста главным средством коммуникации на занятиях внезапно стала сама идея диалога. Одним участникам это средство помогло сэкономить своё время, других оно, пожалуй, немножко напугало.

Для меня композиция, помимо многих других её функций, – это способ изучения моих собственных физических возможностей. С этим процессом изучения тесно связана пьеса Gigue, которую можно будет услышать на фестивале: это первый музыкальный результат нового направления, в котором я сейчас двигаюсь. Мой новый интерес к моей композиционной телесности привёл меня к использованию исторических и традиционных ритмических идей в качестве основы музыкального сочинения. Развивая в своём сочинении идею Жиги, я пытался создать свою собственную версию этого исторического «артефакта» и исследовать, что он сегодня музыкально значит для меня.

Дмитрий Ефремов

(Россия)

Перед началом курсов я провалился в абсолютное безвременье, в котором отсутствовали какие-либо дедлайны, исключалась разговорная коммуникация, осознание дня и ночи, ощущение пространства и нахождения в нём. Курсы на время стали тем, что выдернуло меня из этого состояния, заставив снова завести будильник на 10 утра. Конечно, онлайн формат, исключающий эмоциональный feedback, в какой-то момент становится постепенным истощением себя: в последние дни ты слушаешь утренние лекции и уроки студентов лёжа в кровати, пытаясь постепенно встать к обеду. Но все механизмы, направленные на максимально продуктивную работу с наставниками, сработали даже лучше, чем я мог себе представить. Многие наставники (в моем случае это Джоанна Бейли и Оскар Бьянки), готовились к урокам заранее, что дало возможность говорить больше и конструктивнее. В этом смысле онлайн формат сделал то, что в материальной ситуации было бы сложно реализуемым. Для меня большую роль сыграло неформальное общение с педагогами и студентами внутри лаборатории: ночные (и неожиданно очень забавные) zoom-встречи дали возможность ощутить частично потерянные социальные связи за последние несколько месяцев.

Интересным опытом стало наблюдение за особенностями восприятия студентов и педагогов после просмотра одной из моих работ. Это были радикально отличающиеся друг от друга реакции, разбирающие фундамент моей пьесы на отдельные, персонально важные для них составляющие:

Егор Савельянов

(Россия)

В первую очередь я бы хотел выразить благодарность организаторам, куратору Александру Хубееву и профессорам за уникальный опыт и массу впечатлений от курсов. В непростое время ограничений возможность услышать большое количество современных сочинений со всего мира, показать свои работы участникам курсов и позаниматься индивидуально с мастерами воспринимается как разрушение стены и открытие для себя большого простора. Для композитора очень важно иметь представление о разных направлениях современной музыки. Как мне кажется, очень удачно была выбрана платформа для проведения курсов: презентации участников и лекции профессоров проходили без технических неполадок, несмотря на большое количество слушателей. Индивидуальные занятия с мастерами дали возможность рассматривать привычные аспекты композиции совсем с другой стороны. Три индивидуальных занятия были совершенно непохожими друг на друга и каждое из них стало очень важным событием для меня.

В числе прочих работ я представлял «Полифонические этюды» для фортепиано. Сочинение полностью исполняется по струнам инструмента. Правая рука играет палочкой от литавр и нейлоновой струной от гитары, а левая – виброколонкой. Через виброколонку воспроизводятся строгостильные каноны в прямом и обратном движении одновременно, развитие данного материала приводит к кульминации, где звучит ричеркар. Игра палочками от литавр и нейлоновой струной от гитары по струнам – с одной стороны выделение определённых свойств, не нарушающих природы инструмента (ведь рояль ударный и кантиленный инструмент одновременно), с другой стороны – это внедрение техники игры инструмента одной группы в инструмент, который принадлежит к другой, и столкновение этих двух противоположностей: результатом является рождение нового звука.

Рояль обретает свой собственный голос, пропуская через себя заранее записанный материал далёкой эпохи и далёкой инструментальной природы. Его голос – неожиданные отклики на логически организованный и механически воспроизведённый материал. Важно, что голос зависит от конструкции инструмента, особенностей акустики зала и исполнения. Всякий раз это сочинение звучит по-разному, и у каждого рояля – индивидуальное высказывание.

Исполнение «Полифонических этюдов» по своей сути интуитивно (взаимодействие иррациональной и рациональной сфер в композиции очень важно для меня). Для реализации этой идеи нужно было создать особую нотацию. При разработке техники записи я обратил внимание, что восприятие партитуры исполнителем похоже на восприятие живописи: вы видите сразу всю картину и одновременно фокусируете внимание на деталях. В тоже время композиция картины напоминает результат движения взгляда смотрящего. Полифонический принцип, наряду со строгостильным материалом, реализуется в имитации линий правой и левой руки. Исполнение строится как транслирование геометрии линий партитуры на струны инструмента. «Полифонические этюды» – это процесс обретения своего собственного голоса под воздействием внешнего, но относящегося к одному с объектом пространству; процесс взаимодействия и изменения высказывания во время его воспроизведения.

Если вы желаете получать информацию о концертах, образовательных программах, новых публикациях издательства и других событиях reMusik.org, подписывайтесь на нашу рассылку!