«Куратор – немного композитор»

Саша Елина

«Куратор – немного композитор»

Саша Елина

Куратор – это проводник между зрителем и создателем произведения. В отличие от менеджера, куратор находится рядом с композитором или художником, создавая определённый контент или обеспечивая уже готовый какой-то общей идеей. Куратор в наименьшей степени отвечает за координацию на готовящемся проекте, хотя это и зависит от ситуации, распределения ролей, от приглашающей институции или специфики команды. Особенно в сфере музыки куратор часто берёт на себя роль продюсера, выполняя всю работу «под ключ». Куратор является и автором контекста, и в то же время он занимается распределением всех элементов в нём. Его можно сравнить с театральным режиссёром, который берёт некий текст и, активировав своё собственное восприятие этого текста, разрабатывает сценографию, подбирает актёров и находит способы воплощения своего видения. Куратор всегда имеет дело с крупной формой, составленной из множества частей (пьес, композиторов, исполнителей, тем и так далее). В этом смысле куратор – немного композитор. К примеру, даже когда я работала с групповыми импровизациями в больших открытых и закрытых пространствах, мне приходилось размышлять о том, каких конкретно импровизаторов позвать, как пространственно выстроить и подчеркнуть их тембры, какую придумать всему этому историю, форму.

Дисциплины, занимающейся кураторством в музыке, почти не существует. Есть большое количество образовательных программ в сфере перформанса и, конечно, курсов классической теории кураторства в современном искусстве. Иногда даже кажется, что кураторов в этой области больше, чем самих художников. Музыкальный куратор отличается от куратора в визуальном искусстве тем, что ему в целом гораздо проще иметь дело с широким историческим охватом. Дешевле, быстрее и доступнее. И несмотря на порой сложную систему заказов живым композиторам, отношений ансамблей, фестивалей и так далее, мне кажется, у молодого куратора в музыке может быть даже больше возможностей, чем у его визуальных коллег. Также я не думаю, что понятие кураторства применимо по отношению к концертным программам классической музыки, реализуемым в классических форматах – здесь уместнее говорить о музыкальных или художественных руководителях проекта. Ведь тот куратор, о котором мы говорим – куратор-автор, переосмысленный во второй половине ХХ века – всё же находится «на передовой», обращаясь к истории и традиции косвенно, через призму своего авторского высказывания, имея дело с живым меняющимся контентом.

Изначально я планировала быть флейтисткой, исполняющей новую музыку: закончила Московскую консерваторию, периодически играла в составе Московского ансамбля современной музыки, много общалась с композиторами. В какой-то момент я ещё начала петь, что вызвало много шуток и сравнений с Натальей Пшеничниковой. Но всё чаще и чаще, увереннее и увереннее, я стала организовывать концерты. И если поначалу это была просто помощь друзьям в поисках площадки или в пиаре, то постепенно я стала придумывать программы сама, приглашать музыкантов, изобретать особые расположения стульев в зале и чаще работать с пространством. Разобраться в терминах и ролях мне помогало сравнение с современным искусством. Так что я вскоре поняла и решила для себя, что не просто организовываю чьи-то мероприятия – я именно их курирую. И неожиданно я поняла, что мне нравится этим заниматься больше чем другим.

Мой рост как куратора происходил исключительно в России – я редко попадала на зарубежные фестивали или концерты современной музыки. Помню, меня сильно впечатлили музыкальные события проекта «Платформа», который курировали Сергей Невский и Александр Маноцков. Меня вдохновляло то, как в этих концертах сценография взаимодействовала с музыкальным материалом, сами программы. «Платформа» стала для меня идеальным примером работы с традиционным концертным форматом в области новой музыки. В то же время мне открылись «пространственные композиции» Володи Горлинского, импровизационная музыка, московский скретч-оркестр. Меня поражало, как, например, одна и та же пьеса Горлинского могла исполняться и в огромном пространстве Манежа, и в Рахманиновском зале: произведение вроде бы остаётся тем же, а от изменения места, акустики, расположения и перемещения музыкантов совершенно меняется смысл и пути переживания этого произведения.

Один из волнующих вопросов в плане организации мероприятий – где найти деньги на проект. Я всегда старалась обеспечивать участников гонорарами. Когда я только начала всем этим заниматься, ситуации были разные, и успокаивал нас общий энтузиазм. У меня уже давно есть собственный девиз – for sure, for free (наверняка и бесплатно). Он означает, что необходимое проекту можно раздобыть у друзей и знакомых, наскрести там и тут, но зато реализовать идею в целостности. Если говорить более основательно, не всегда обязательно искать частной поддержки, спонсоров или гранты. Например, государственные площадки имеют план по мероприятиям и бюджет, который им необходимо реализовать. Поэтому эффективный диалог с ними может решить многие финансовые проблемы. В других случаях и довольно часто возможна поддержка посольства той страны, музыка которой так или иначе представлена в проекте.

Везде, где выстраиваются отношения по типу «заказчик» (спонсор) и «исполнитель», нужно помнить одну вещь. Если институция приглашает независимого куратора для реализации своей крайне чёткой идеи, например, концерта с «такой-то» музыкой, (посвящённого, возможно, части экспозиции), то на первый взгляд это выглядит как некий строгий заказ, который невозможно оспорить и переработать. На самом деле, важно сохранять эти отношения доверительными (или проявлять хитрость), поскольку куратор остается независимым, несёт свое авторское высказывание, знание и опыт. И я часто видела, как институция была готова к подобному диалогу (или не замечала разницы).

Мой совет начинающим кураторам – нужно стараться делать только то, что самим нравится. Но при этом быть в курсе, что нравится другим – изучать контекст, его состояние, стадию развития. То есть, не закрываться от этого контекста, так как его всё равно не избежать, а с ним работать. Не нужно пытаться полностью отвечать запросам публики или даже профессионального сообщества: то, что ты несешь в себе – свою внутреннюю поэтику, живой интерес и мнение – даст более насыщенный результат.

Сейчас я сделала паузу в своей практической деятельности, чтобы осмыслить свою работу за последние шесть лет. Всё это время московская скорость не давала возможности отстраниться и посмотреть на всё со стороны, найти взаимосвязь между проектами, почитать о музыке, о кураторстве, и лучше узнать корни и окружение того, что я делаю и хочу делать в будущем. Это мой осознанный шаг и мне безумно интересно через это проходить. Летом я планирую организовать в Москве камерный концерт с несколькими произведениями зарубежной новой музыки – решила получше освоить классический концертный формат, так как не очень много с ним работала. Надеюсь, что карантин закончится и всё состоится.

Записала Надежда Травина

Если вы желаете получать информацию о концертах, образовательных программах, новых публикациях издательства и других событиях reMusik.org, подписывайтесь на нашу рассылку!