Наталья Прокопенко, Дарья Звездина, Янник Гигер – о премьерах на фестивале reMusik.org
Наталья Прокопенко,
Дарья Звездина,
Янник Гигер – о премьерах
на фестивале reMusik.org
Участники фестиваля reMusik.org рассказали о пьесах, написанных специально для этого события.
![Наталья Прокопенко](https://www.remusik.org/wp-content/uploads/2020/07/Natalia-Prokopenko.jpg)
Наталья Прокопенко
На фестивале reMusik.org прозвучит моя пьеса The imperfection of memory («Несовершенство памяти»). Наша память загадочна и непостижима как мозг, душа, космос. Отчего мы помним мельчайшие детали, запахи, краски из далёкого прошлого и как будто из прошлой жизни? К нам приходят воспоминания во снах, посещают ощущения «дежа вю» или смутного предчувствия – «воспоминания о будущем». Что сохраняет, а что стирает наша память, живущая порой по одной ей известным законам, как бы сама решая за нас, что помнить, а что – нет? Загадки и феномены человеческой памяти остаются предметом для исследований в науке и творчестве.
Размышляя над этими вопросами, я с интересом ознакомилась с исследованиями Карла Х Прибрама. Известный учёный-нейропсихолог выдвинул сенсационную гипотезу о том, что человеческий мозг – это голограмма, и каждый его фрагмент хранит информацию о целом. Голографическая гипотеза Прибрама вызвала полемику, но многие его идеи остаются актуальными и по сей день. В частности, он был одним из первых, кто высказал предположение, что память не имеет чёткой локализации и является динамической структурой. Это значит, что память распределена по всему мозгу и никогда не исчезает окончательно.
Эти выводы оказываются интересными применительно к музыкальному восприятию. Согласно Прибраму, мозг человека не только наблюдает реальность со стороны с помощью органов чувств, но и сам создаёт её как голограмму. Музыкальный образ формируется в сознании слушателя многими субъективными факторами. В том числе – памятью. Какие элементы из звукового комплекса слушатель выделяет для себя как главные, узнаваемые при следующих повторах музыкального материала? Где грань между узнаваемым и новым? Какие микро-изменения звука и градации являются незаметными, а какие – уже решающими? Как влияет опыт слушателя на ассоциативное восприятие?
Сознание человека, кроме того, обладает свойством интегративности. Звуковые элементы и временную дистанцию между ними мы неотъемлемо связываем воедино, и семантически наделяя звук личным смыслом, выстраиваем свою голограмму.
![Дарья Звездина](https://www.remusik.org/wp-content/uploads/2020/07/Darya-Zvezdina.jpg)
Дарья Звездина
don’t forget to feed your beasties twice a day основана на материале струнного квартета, который был написан мной на первом курсе консерватории и ни разу не был исполнен. Это соотношение новой пьесы и квартета семилетней давности кажется мне очень важным, потому что этот временной разрыв между ними включает в себя невероятную массу различных событий, одновременно невыносимо тяжёлых и до смешного лёгких. Сравнить это можно с прыжком в водоём, когда нужно какое-то время плыть вниз, а дно вдруг оказывается поверхностью другого водоёма. Именно в тот период семь лет назад я обнаружила близкие для себя вещи и одновременно границы, через которые, как выяснилось чуть позднее, мне не позволят пройти по-хорошему. Эти границы пришлось отвоёвывать «по-плохому» на протяжении последующих лет обучения, хотя воевать совсем не хотелось. С этого квартета для меня начался долгий тернистый путь, поэтому связь квартета с новой пьесой представляет для меня, в том числе, биографическую ценность, которая, тем не менее, к музыке не имеет никакого отношения.
Если говорить о музыке, то струнный квартет в этом плане представляет из себя неделимое одномерное полотно, где все параметры слеплены воедино и работают по одному закону, а вся событийность реализована в микроизменениях внутри цельной тягучей фактуры. don’t forget to feed your beasties twice a day заимствует временной и звуковысотный планы квартета, сохраняя последовательность и время всех звуковысотных изменений, но при этом достаточно агрессивно и безалаберно «вскапывает» все остальные составляющие пьесы, обесценивая микрособытийность и переводя её на другой уровень очень явных и даже утрировано «больших» событий. Если пытаться вербализовать, что имеет вес в написанной мной музыке, то, наверное, это отсутствие границ в диапазоне различий между музыкальными событиями, типами материала. Именно это представляет для меня наибольший интерес, потому что содержит в себе невероятное поле возможностей для взаимодействия, работы, поисков и просто молчаливого рассматривания. Там, где события и явления равны и мирно соседствуют. При этом, это равенство никак не задевает политические смыслы, а лишь является открытием субъективного взгляда.
![Jannik Giger](https://www.remusik.org/wp-content/uploads/2020/07/Гигер-фото.jpg)
Янник Гигер
Моя пьеса TANZ основана на теме второй части Фортепианного квинтета ор. 44 Шумана. Гармоническая последовательность, которую Шуман обозначил «in modo d’una marcia» («в характере марша»), переходит в квинтете в сугубо романтическую музыку. Та же идея трансформации присутствует и в TANZ: тема Шумана подана в облике современной музыки, гармония свободно расширяется и развивается, а стаккатный характер марша доводится до предела. С помощью этого изначально тяжеловесный образ превращается в капризную игру.
Записала Надежда Травина.