Новая эра – 1969 год. Новая не только из-за полёта на Луну и первого электронного сообщения. Объявивший независимость от музейных институций знаменитый куратор Харальд Зееман организовал выставку «Когда отношения становятся формой». Впервые в истории искусства статичное пространство экспозиции перестало быть таковым. Зееман провозгласил форму взаимодействия – между работами, концепциями, ситуациями. И самое главное – между людьми. По его задумке, музейные залы превратились в общую мастерскую художников США и Европы (всего 69 человек – цифра, соответствующая текущему году столетия). Исчезли привычные разделительные барьеры между арт-объектами и зрителем. С тех пор кураторская деятельность стала новой формой авторства в искусстве, а сами выставки – объектом художественного дискурса. Им было дано собственное слово, и его медиатором стал куратор. Представляем подборку некоторых книг, которые помогут изучить и понять специфику кураторства в современном искусстве. Устами куратора глаголят…книги?
Пол О'Нил. «Культура кураторства и кураторство культур(ы)»
Книга куратора, художника и писателя Пола О’Нила – это первая попытка осмысления кураторства как исторического явления. В «Культуре кураторства…» автор рассказывает о его развитии от авангарда 1920-х годов до наших дней. «Показать, как кураторство изменило искусство и как искусство изменило кураторство – вот в чем состоит главная задача этой книги».
![Пол О'Нил «Культура кураторства и кураторство культур(ы)»](https://www.remusik.org/wp-content/uploads/2020/04/Пол-ОНил-«Культура-кураторства-и-кураторство-культуры».jpg)
Ханс Ульрих Обрист. «Краткая история кураторства»
Книга представляет собой 11 интервью, взятых у ведущих кураторов США и Европы (в том числе, и у Харальда Зеемана) одним из самых влиятельных людей в современном искусстве. Ханса Ульриха Обриста именуют «швейцарским динамо». Выставки во всех концах света, лекторская практика, руководство лондонской галереей Serpentine, написание книг – это лишь малая часть его необъятной деятельности. Сам Обрист признаётся, что старается не замечать времени суток. «Самое трудное в работе куратора – налаживать временные союзы, объединяя людей и их занятия, создавая условия для того, чтобы между ними возникла искра».
![Ханс Ульрих Обрист. «Краткая история кураторства»](https://www.remusik.org/wp-content/uploads/2020/04/Ханс-Ульрих-Обрист.-«Краткая-история-кураторства».jpg)
Кстати, вслед за «Краткой историей кураторства» у Обриста появился аналогичный сборник интервью «Краткая история новой музыки». Музыкальные произведения автор сравнивает с экспонатами современного искусства.
![Ханс Ульрих Обрист «Краткая история новой музыки»](https://www.remusik.org/wp-content/uploads/2020/04/Ханс-Ульрих-Обрист-«Краткая-история-новой-музыки».jpg)
Также Обрист написал серию очерков «Пути кураторства», в которых поделился собственным опытом кураторства и рассказал о повлиявших на него художниках и событиях.
![Ханс Ульрих Обрист «Пути кураторства»](https://www.remusik.org/wp-content/uploads/2020/04/Ханс-Ульрих-Обрист-«Пути-кураторства».jpg)
Виктор Мизиано. «Пять лекций о кураторстве»
Это первый русскоязычный текст об опыте кураторства в российском контексте, созданный одним из крупнейших теоретиков современного искусства, основателем «Художественного журнала» Виктором Мизиано «Пять лекций» – это лекции в прямом смысле слова, записанные после прочтения и отредактированные автором. «То, что может быть названо социальным обаянием, является не просто человеческой чертой, которой куратору рекомендуется обладать, или его профессиональным атрибутом, а чем-то большим. Для куратора это рабочий инструмент».
Видеозаписи лекций Мизиано доступны на YouTube.
![Виктор Мизиано. Пять лекций о кураторстве»](https://www.remusik.org/wp-content/uploads/2020/04/Виктор-Мизиано.-Пять-лекций-о-кураторстве».jpg)
Терри Смит. «Осмысляя современное кураторство»
Это ещё одно пятичастное размышление, возникшее на базе лекций. Сборник эссе историка искусства Терри Смита посвящён вопросам кураторской практики в современном художественном мире. Одним из них становится проблема границ между функциями куратора, художника и арт-критика. «“Завещание куратора” гласит: 1. Страсть; 2. Проницательность; 3. “Пустая бочка”; 4. Способность быть неконкретным; 5. Вера в необходимость искусства и художников; 6. Посредничество – умение дарить зрителю страсть и информацию для понимания произведений искусства так, чтобы стимулировать его, вдохновлять и ставить перед ним вопросы; 7. Умение изменять восприятие”».
Майкл Баскар. «Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка»
Английский критик новых медиа Майкл Баскар представляет более широкий взгляд на кураторство. Современный человек помещён в ситуацию бесконечного внутреннего референдума. Это невольно превращает его в куратора всех аспектов существования – от выбора кофейни и пабликов до решения, в какой стране жить. Баскар рассматривает кураторство не только как часть бытовой и культурной, но и как часть коммерческой сферы, приводя в пример платформу Netflix, магазин App Store и др. «Раз уж мы живём в мире, заполненном образами, ценность выбора нужного образа возрастает, по сравнению с ценностью его создания».
![Майкл Баскар «Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка»](https://www.remusik.org/wp-content/uploads/2020/04/Майкл-Баскар-«Принцип-кураторства.-Роль-выбора-в-эпоху-переизбытка».jpg)
Карстен Шуберт. «Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней»
Немецкий арт-диллер Карстен Шуберт совершает экскурс в прошлое, к временам музейных хранителей, а в конце книги размышляет о современных экономических проблемах, угрожающих музейному делу. «Сегодня новый музей занял шаткую позицию. Он усвоил неотвратимую, круговую логику корпоративного рыночного пространства, нацеленного на экспансию, конкурентную борьбу и рост, – логику, которая быстро отменила все прочие задачи музейного института».
![Карстен Шуберт «Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней»](https://www.remusik.org/wp-content/uploads/2020/04/Карстен-Шуберт-«Удел-куратора.-Концепция-музея-от-Великой-французской-революции-до-наших-дней».jpg)
Эдриан Джордж. «Справочник куратора»
Практическое пособие для начинающих кураторов. Британский куратор учёл всё – от формирования бюджета и переговоров с персоналом до организации церемонии открытия выставки.
Все книги, представленные в обзоре, были изданы Музеем современного искусства «Гараж» и образовали серию Garage Pro, посвящённую кураторским практикам. Предлагаем послушать лекцию главного куратора центра «Гараж» Кейт Фаул о развитии ключевых кураторских моделей в современном арт-пространстве. «Не следует считать кураторов простыми «арт-менеджерами» и уж тем более – называть их так вслух при свидетелях. Грех это». Макс Фрай, «Азбука современного искусства».
![Эдриан Джордж «Справочник куратора»](https://www.remusik.org/wp-content/uploads/2020/04/Эдриан-Джордж-«Справочник-куратора».jpg)