Фильм Рене Клера «Париж, который спит» (Paris qui dort), 1923
Музыка Эрика Сати в исполнении МАСМ

Четверг, 30 декабря 2021 г.
Новая Сцена Александринского театра
20:00

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ)

В программе:

Эрик САТИ (1866-1925) — Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ (*1976)
«Vexations» и «Gnossiennes», транскрипция для фортепиано и ансамбля

Эрик САТИ (1866-1925)
«Кабаре – песни» для голоса и фортепиано

Хочу тебя
Омнибус – автомобиль
Три мелодии без слов (Рамбуйе, Птицы, Мариенбад)
У доктора
Дива Империи
Нежно

 

Исполнители:

Алиса Тен, голос
Михаил Дубов, фортепиано
Мона Хаба, фортепиано
Глеб Хохлов, скрипка
Юлия Мигунова, виолончель

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ), был основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова. МАСМ первым прорвал информационный вакуум и представил на Западе новейшую российскую музыку, а у нас – творчество современных зарубежных авторов. Отличающийся высоким уровнем профессионализма коллектив быстро завоевал мировую популярность: ведущие российские и зарубежные композиторы доверяли ему свои премьеры и посвящали новые произведения. Значительное место в репертуаре коллектива принадлежит и музыке молодых композиторов.

На счету МАСМ более 800 мировых и российских премьер, принадлежащих композиторам разных поколений, среди которых классики Д. Шостакович, Н. Рославец, А. Мосолов, А. Шнитке и Э. Денисов (Россия), Э. Варез и Я. Ксенакис (Франция), Х. Лахенманн (Германия), Л. Ноно и Л. Берио (Италия) и другие; ансамбль выпустил около 40 компакт-дисков для ведущих мировых лейблов России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии.

Коллектив гастролировал в 25 странах мира и 80 российских городах, выступал на лучших концертных сценах, принимал участие в крупнейших международных фестивалях, таких как «Московское Биеннале современного искусства», «Дягилевские сезоны» (Пермь), «Radio-France presences” (Франция), “FrankfurtFest”, “Maerzmusik” (Германия), “Gaudeamus music week” (Нидерланды), “Warsaw Autumn” (Польша), “Klangspuren” (Австрия) и других. Коллектив инициировал уникальные культурно значимые проекты, привлекшие огромное внимание широкой аудитории и прессы. Среди них «Проект Машина» в Московском художественном театре (режиссер К. Серебренников), «Реконструкция» в Школе драматического искусства (Москва) и Эрмитажном театре (Петербург), мультимедийный проект «Свет-символ-звук» в Московском международном Доме музыки и прочие.

Одним из главных направлений деятельности коллектива являются регулярные просветительские программы, проходящие практически во всех федеральных округах страны и осуществляемые в тесном партнерстве с российскими и международными культурными институциями. Цель этих программ – повысить профессиональный уровень музыкантов и популяризировать современную музыку среди широкой аудитории российских регионов. Они включают концерты, мастер-классы, творческие встречи и конференции, в них участвуют не только солисты ансамбля, но и ведущие отечественные и зарубежные композиторы, исполнители и музыковеды. Ежегодно МАСМ проводит не менее 20 региональных просветительских проектов. Новым беспрецедентным для России проектом стала ежегодная двухнедельная Международная академия молодых композиторов в городе Чайковском (Пермский край), стартовавшая в 2011 году.

С 2005 года МАСМ является членом Международного Общества Современной Музыки (International Society for Contemporary Music – ISCM) в составе Российской национальной секции. В 2009 году коллектив стал лауреатом Акции по поддержке российских театральных инициатив. В 2013 году МАСМ стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «эксперимент».

m-c-m-e.ru

О проекте

Режиссерский дебют Рене Клера, короткометражный фантастический фильм «Париж, который спит» (или «Париж уснул») в духе сочинений Герберта Уэллса давно стал классикой мирового кинематографа. Блестящий сценарий, красивые съемки на воздухе, талантливая игра актеров, новаторские приемы, такие как, например, использование «стоп-камеры» для характеристики действия «машины сонных лучей» или оригинальное использованием приема размножения кадра для создания впечатления уснувшего города – все это сделало фильм новым словом в синематографе того времени.

Таким же новаторством отмечено творчество французского композитора Эрика Сати – эксцентрика и реформатора европейской музыки первой четверти XX столетия.

Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн, начиная от Клода Дебюсси, французской «Шестёрки» и заканчивая Джоном Кейджем. Эрик Сати — предтеча и родоначальник таких музыкальных течений как импрессионизм примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм. В конце 1910-х годов Сати придумал жанр «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, ненавязчивой мелодии, непрерывно звучащей в магазине или на выставке.

Рене Клер и Эрик Сати не только были дружны, но и сотрудничали вместе при создании следующего немого фильма Рене Клера «Антракт», снятого на музыку балета Сати «Спектакль отменяется». МАСМ предлагает озвучить произведениями Эрика Сати и немой фильм Рене Клера «Париж, который спит» (Paris qui dort), что, на его взгляд, органично дополняет фильм и выделяет акценты в его сюжетной канве. Прозвучат известные «Кабаре – песни», а также фортепианные «Vexations» и «Gnossiennes» в переработке для ансамбля Дмитрия Курляндского.

Сюжет фильма

Проснувшись однажды утром, сторож Эйфелевой башни обнаруживает, что весь огромный город в буквальном смысле уснул: остановились машины, застыли в случайных позах люди за работой. Он пытается выяснить причину столь странного происшествия. К его поискам присоединяется разношёрстная компания случайных пассажиров самолёта (коммивояжёр, уличный воришка, светская львица и пр.), приземлившаяся этим же утром в Париже.

Они бродят по городу, воруют деньги или мелкие вещи у уснувших людей, затем возвращаются на башню. Там между мужчинами возникает потасовка из-за единственной женщины в их компании. Вдруг они слышат по радио сообщение о том, что тех, кто не спит, просят подойти по такому-то адресу. Придя в указанное место, компания встречается с девушкой, которая сообщает им, что виновником усыпления стал её дядя-учёный, который направил на город особые изобретённые им лучи. До вершины башни и до летящего самолёта они не доставали. Компания просит учёного вывести людей из сна, и тот через некоторое время придумывает, как это сделать. Город вновь приходит в движение.

Сторож башни, вышедший на прогулку по городу с племянницей учёного, обнаруживает, что у него нет денег, и подговаривает девушку отвлечь профессора и снова остановить жизнь в городе. Они делают это, но обман быстро раскрывается, и из-за попытки кражи молодых людей отводят в полицию. Там они рассказывают об опыте профессора, но им не верят и препровождают в сумасшедший дом, где они встречаются со своими бывшими спутниками, также пытавшимися рассказать о произошедшим. Но вскоре их отпускают, и сторож с племянницей наблюдают с вершины башни за Парижем внизу.

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора в театре действуют особые меры безопасности. Во время пребывания в театре, а также при посещении кассового зала необходимо соблюдать социальную дистанцию, использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маска или респиратор).

С 30 октября 2021 года допуск в театр возможен строго при наличии QR-кода о вакцинации или перенесенном заболевании, или справки о медотводе, которая предъявляется одновременно с отрицательным тестом ПЦР, выполненным не ранее, чем за 72 часа до его предъявления. Для детей младше 18 лет QR-код не требуется. Посещение театра организованными группами детей запрещено.

С 30 октября 2021 года впуск зрителей на спектакли Основной сцены начинается с 17:30. При себе необходимо иметь документы, позволяющие идентифицировать личность.

Данные меры приняты в соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 26.10.21 г. № 1737 и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.10. 21 г. № 795

О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Только зарегистрированные пользователи могут публиковать отзывы.

ПАРТНЕРЫ