Чем запомнился 2019 год
в новой музыке

Чем запомнился 2019 год в новой музыке

Совсем скоро наступит Новый год: незадолго до этого праздника многие вспоминают самые запоминающиеся моменты уходящего года. Специально для журнала reMusik.org композиторы Владимир Горлинский, Дмитрий Курляндский, а также певица и дирижёр Ольга Власова написали о своих музыкальных впечатлениях и открытиях 2019-го.

Владимир Горлинский
Композитор, импровизатор

Владимир Горлинский

Концерт года для меня – исполнение «Рондо» Георгия Дорохова большим оркестровым составом в Москве. Хоть я сам и причастен к этому, я не могу не назвать это событие – по нескольким причинам. Во-первых, здесь сами исполнители (надо отметить, многие были немузыкантами) откликнулись на объявление о предстоящем концерте. К концу процесса мы получили настоящий шумовой оркестр, без скидок, что некоторые люди в оркестре занимаются этим впервые. Во-вторых, повлияла акустика Mutabor, где происходил концерт (это бывший завод с арками и сводами, где звук заметно усиливается). Эти факторы породили незабываемую для меня акустическую мощь: я впервые слышал, чтобы именно акустического, неусиленного звука было так много. Это какая-то редкая сторона звука: в повседневной жизни (звук на улице) её практически нет, в концертной практике всё давно заменила электроника. Здесь для меня – невероятная красота и катастрофическое переживание.

В этом году на меня сильное впечатление произвели работы саунд-артиста Сергея Филатова. Я считываю поэтику его звуковых и визуальных решений и чувствую, что его звуковые скульптуры таят в себе огромные возможности для развёрстки во времени. То есть, возможно, это и не столько скульптуры, сколько «медленные», очень точные и лаконичные в действии «перформеры». Я наблюдал этот переход в явном виде, когда Сергей использовал свои звуковые объекты в концертной практике. Мне интересен этот момент перехода инсталляции в перформативные формы – самые разные градации этого перехода.

Событием (в полном смысле этого слова) для меня стал приезд Терри Райли с сыном Гьяном. Ощущение, что видишь реально существующего мастодонта. У Райли какие-то нереальные отношения с каждым звуком. Он иногда использует что-то типа «клише» западной и восточной музыки, но то, как он это играет и интерпретирует, не имеет отношения ни к тому, ни к другому. У него своя, ни на что непохожая фразировка, ведение звука. И это не фигура речи: я слышу, что он ни на мгновение не отпускает своё внимание. Это меняет мою оптику и позволяет расслышать, как могут исполняться репетитивные музыки (минимализм). Я понимаю, что это может быть совершенно не механическим моментом повторов, что это чрезвычайно живая вещь.

Хочу отметить проект Киры Вайнштейн [певица и пианистка, лидер группы Kira Lao – прим. ред.]. Нравится, как она экспериментирует со звуком. Я слышу разную, меняющуюся в её треках дистанцию от собственного материала. Это проявляется и в аранжировках: то акустических – предельно открытых, то электронных – запертых, довольно жёстких. Интересно за этим наблюдать, как за всяким живым и непредсказуемым процессом.

В феврале увидел перформанс Павла Семченко «Па-дражание драматической машине 2.0». Это виртуозная и невероятно поэтичная работа, с большим вниманием к звуку. Произвела очень яркое впечатление.

Дмитрий Курляндский
Композитор

Дмитрий Курляндский

Если вычесть проекты, которые я сам веду – Академия в Чайковском, лаборатория «Открытый космос» и вся Электротеатральная активность – хочу отметить лабораторию для молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция» и фестиваль reMusik.org, за короткий срок вставший в один ряд с «топовым» «Московским форумом».

В этом году также было много интересного в серии концертов и проектов Андрея Устинова в филармонии. Запомнились два новых коллектива, концерты которых я всегда жду – A&C String Quartet и N’Сaged.

В 2019-м открыл для себя ансамбль Reheard из Гнесинки: очень надеюсь, что коллектив окрепнет и займёт видное место на нашей сцене.

Композиторов мне сложно выделить – будет слишком большой список, и я обязательно кого-то забуду, но почти все они в разные годы были участниками Академии в Чайковском и «космоса». Если говорить про открытия, то для меня это Полина Коробкова – совсем молодой композитор, неординарно мыслящий автор. С интересом слежу за её работой.

Ольга Власова
Певица, дирижёр

Ольга Власова

Из самых запоминающихся концертов 2019 года, пожалуй, вспомню два. Первый – это январский концерт Теодора Курентзиса с оперой «Тристия» в зале «Зарядье». Во-первых, это оказалось красиво – по музыке и исполнению. А во-вторых, для меня важно, что это было хоровое сочинение, где хор создавал действие, сценическое движение, и где почти каждый был солистом. Это то, что реже всего видишь в хоровых выступлениях и чего сложнее всего в них добиться.

Не могу не отметить первое выступление нового ансамбля «Практика» в рамках нового музыкального направления на сцене одноименного драмтеатра. Мы представили самую актуальную современную европейскую программу, которую редко исполняют в нашей стране, а также российские премьеры. Сама программа была профориентирована, но при этом, за счёт своей мультимедийности, разнообразности, оказалась доступна и интересна любой аудитории. Билеты раскупили практически полностью, хотя цены значительно отличались от привычных цен на концерты современной музыки.

Раз уже зашла речь о Курентзисе, то большим событием года, конечно, стал его переезд в Петербург. Другое немаловажное событие – освобождение Кирилла Серебренникова из-под домашнего ареста, в дальнейшем – вручение ему высоких наград, создание им спектакля «Барокко».

Из фестивалей, помимо Дягилевского, я бы отметила проект Gnesin Contemporary Music Week. Во-первых, его делают практически сами студенты. Во-вторых, он образовательный и действительно резко меняет уровень восприятия к современной музыке как у студентов-музыкантов, так и в самой Гнесинке. Программа фестиваля – также отменная. То, что здесь приняли участие наш потрясающий дирижёр Фёдор Леднёв, композиторы, другие ансамбли – достойно восхищения. Уровень проведения находится вполне на профессиональном уровне, хотя известно, что финансирования там практически нет. Плюс они на базе этой лаборатории создали ансамбль, у которого, думаю, большое будущее. Главное, что отличает этот фестиваль от других – это невероятно творческая, дружеская и вдохновенная атмосфера. Это круто.

Проектом года для меня стала лаборатория для молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция». Удивительно, что её делает, по сути, один человек – Катя Василёва. При этом ещё сама успевает режиссировать. Проект малобюджетный, но при этом такой масштабный. В этом году впервые прошла детская КоOPERAция» – созданная детьми, исполненная детьми, и смотрели её дети. И атмосфера была очень добрая и чистая. «Взрослая» лаборатория состоялась летом на арт-фестивале «Архстояние». Это круто, что современная опера, причём очень разная, была представлена в натуральных условиях на многотысячном фестивале, куда едет обычно аудитория для развлекательных целей. По сути, это мощная популяризация современной музыки в массы.

Среди композиторов я бы выделила Александра Вустина. В феврале у него состоялась большая премьера оперы «Влюблённый дьявол» на сцене театра Станиславского и Немировича-Данченко (дирижировал Владимир Юровский). Сама я не была, но от всех коллег слышала в основном восторженные отзывы. Думаю, это важно, что у зрелого композитора состоялась премьера крупного театрального сочинения на профессиональной оперной сцене с большим дирижёром.

Ещё из композиторов я бы отметила Дмитрия Мазурова. Он за этот год очень набрал обороты: выиграл много конкурсов, прошёл во все лаборатории, участвовал в ярких проектах. В общем, плодотворно работал, заставил серьёзно присмотреться к нему как к молодому профессиональному композитору.

Если вы желаете получать информацию о концертах, образовательных программах, новых публикациях издательства и других событиях reMusik.org, подписывайтесь на нашу рассылку!