Приёмы исполнения новой музыки:
флейта

© Фото: Олимпия Орлова

текст:
Марина Рубинштейн
Журнал reMusik.org

Приёмы исполнения новой музыки: флейта

© Фото: Олимпия Орлова

текст:
Марина Рубинштейн
Журнал reMusik.org

В рамках спецпроекта журнала reMusik.org флейтистка, солистка ансамбля «Студия новой музыки» Марина Рубинштейн рассказала об основных приёмах игры на флейте в музыке XX-XXI веков.

© Фото: Олимпия Орлова

Использование звуков и слов при игре на флейте
Флейта выступает как резонатор и помогает усилить те звуки, буквы, слоги или слова, которые мы произносим. Можно исполнять этот приём в обычном положении флейты, играть ноту и одновременно что-то произносить; без ноты, просто используя резонанс инструмента; или произносить что-либо в закрытом положении флейты. Особенно хорошо звучат шипящие согласные.

Использование голоса при игре на флейте
Это одновременное звучание голоса исполнителя и звука флейты. Если играть и петь в унисон, получается немного «диковатый» тембр. Например, его можно услышать в произведении Джорджа Крама «Голос кита» для флейты, виолончели и фортепиано. Первая часть исполняется флейтистом, который играет и поёт в унисон. Другой вариант – игра на флейте и пение в интервал. Можно играть одно, а петь другое, эти два голоса могут отличаться и по ритму. Например, этот приём использует  Хельмут Лахенман в его трио «temA» для голоса, флейты и виолончели. Также возможно интегрирование пения в мультифоник: голос исполнителя добавляет к нему ещё один тон.
Дж. Крам. «Голос кита». Марина Рубинштейн (флейта), Илья Рубинштейн (виолончель), Наталия Черкасова (фортепиано)

Удары клапанами
Ударный эффект при игре на флейте. Могут быть просто удары клапанами, без флейтового звука, а можно усилить какую-нибудь ноту ударом того же клапана. Здесь есть один нюанс. Можно быстро сыграть гамму вниз, нажимая клапаны один за другим, и это будет хорошо слышно. Но если композитор пишет быструю гамму вверх, то звуковысотность слышна не будет, эффект не получится.

Jet whistle
Это резкий выдох во флейту в закрытом положении (то есть, отверстие головки инструмента полностью закрыто губами). Интонационно можно сыграть этот приём сверху вниз, снизу вверх или снизу вверх и обратно. Это довольно простой приём. Когда человек только-только сталкивается с современными приёмами, ему может быть непривычно и странно пытаться издать шум или звук с призвуком, так как во время обучения нас учили искать чистый звук. Но если ты понял, как это играется и готов искать новые звучания, то проблем не должно быть. Это очень популярный приём в современной музыке. У Хайнца Холлигера есть пьеса «(t)air(e)» для флейты соло, это часть цикла «Scardanelli». В ней на один квадратный сантиметр текста приходится множество современных приёмов: jet whistle, whistle tones, свист, trumpet-амбушюр, стук клапанами. Некоторые из приёмов, представленных в этой пьесе, больше нигде не встречаются или редко используются. Например, Холлигер пишет trumpet-амбушюр как на выдохе, так и на вдохе, что довольно редко встречается.

Slap
Приём, аналогичный кларнетовому. На флейте он исполняется подобным образом. Это щелчок языком: нужно добиться того, чтобы флейта выступала как резонатор, но при этом не возникало самой ноты. На кларнете slap звучит громче, чем на флейте.

Tongue ram
Ударный эффект при закрытом положении флейты. Дословно название можно перевести как «вколоченный язык». За счёт резкого выдоха и одновременного закрывания отверстия флейты языком, получается этот эффект. Он звучит на большую септиму вниз от той аппликатуры, которая нажимается.

Whistle tones
Приём, основанный на обертонах. Это очень тихий приём. Для того, чтобы whistle-tones были слышны, нужно особое положение губ и небольшой напор воздушной струи. Чем ниже нота аппликатурно, тем больше обертонов из неё можно извлечь. В итоге, от одной ноты получаются высокие, тихие, свистящие звуки, сменяющие друг друга рандомно. Отдельную ноту или простую мелодию извлечь довольно трудно, но возможно. Например, в пьесе «(t)air(e)» Хайнц Холлигер пишет определённые ноты, которые нужно играть whislte-тонами.

Изобретением новых приёмов славится Сальваторе Шаррино. Он много сотрудничает с исполнителями, в частности, с флейтистами. Один из его приёмов я долго не могла «поймать». Однажды я решила сыграть его пьесу «Часы Бергсона» для флейты соло. Там был выдох во флейту при закрытом положении, основанный на обертонах. Получается громкий свист, который можно играть на разных нотах. Я нигде не смогла найти описание этого приёма, но у меня была запись. Я долго слушала запись и пыталась понять, как это играть. Сначала у меня получилась одна нота. Я стала за неё цепляться, пыталась понять, как это исполнять на других нотах. А потом в Германии я встретилась с флейтистом Мартином Фаленбоком из ансамбля Rechеrche. Он подтвердил, что я всё делаю правильно, и показал, как расширить диапазон этого приёма. Если бы я встретила его два месяца назад, когда я только начинала учить эту пьесу, мне бы понадобилось меньше времени, чтобы освоить этот прием. Есть приёмы, которые не найдёшь ни в одной книжке. Научиться им можно только в общении непосредственно с композитором или исполнителем, который работал с автором. В этом сложность и интерес современных техник.

Если вы желаете получать информацию о концертах, образовательных программах, новых публикациях издательства и других событиях reMusik.org, подписывайтесь на нашу рассылку!